«Извините!»
Внимательно следившие за политическими перипетиями конца 2020 года, отметили для себя возобновление публичного разговора о прощении президентом Трампом некоего «Джулиана Ассанжа», который до сих пор томится в британском зиндане.
С господином WikiLeaks уже давным-давно всё ясно. Мы подробно писали о непростой динамике злоключений правдоруба в 2019-м. Тогда, как это водится, в последний момент на уже отправляющемся за океан самолете невидимая рука дернула стоп-кран.
Status Quo сохранился.
За прошедшие 10 лет активной службы седовласый австралиец достиг серьезного чина в структуре Intelligent Service. Не для того выращивали сокровище, чтобы с бухты-барахты сдать в утиль.
Таких героев плаща и кинжала можно устранять без следа или, в крайнем случае, обменивать на более ценные в информационном отношении активы.
Причем, взволнованная общественность попросила отпустить на волю сразу двух голубей мира: «Ассанжа» и «Сноудена». Второго скопом. По одной статье проходили.
Пока Трамп не дал ответа ни на один из запросов о помиловании шпионов, что не удивительно.
Интересно другое: а кого он прощал отпущенные ему четыре года?
В русскоязычной прессе не освещается эта животрепещущая тема, поэтому уделим время пояснению самой процедуры «прощения».
Executive clemency или Pardon — президентское право на прощение любого человека, совершившего преступление на территории страны. Оно закреплено в Конституции и является неотъемлемым атрибутом власти. Ни Конгресс, ни администрация Белого Дома не могут запретить президенту США кого-то простить. Процесс оформляется личным секретарем первого лица.
Единственный, кого не может простить президент — он сам в случае процедуры импичмента.
Ясно, что за 200-летнюю историю было очень много казусов, связанных с прощениями. Посему, для удобства пользования создан спецорган, ненавязчиво советующий президенту, кого стоит простить.
Он бесхитростно назван Office of the Pardon Attorney (OPA). Глава офиса регулярно подносит президенту набор обоснованных помилований и ждет решения.
Обыкновенно президенты соглашаются с какой-то частью предложенных номинаций, но большую часть выбирают самостоятельно, сообщая о своих решениях OPA.
Впрочем, о прошлых практиках мы поговорим в следующий раз. Сегодня же о том, как действовал Трамп.
Он помиловал 94 человека (это немного), однако всего 7 было в рекомендательных списках OPA.
3 из 94 — военные, которым предъявлены обвинения в убийстве мирных жителей Афганистана. Это странно по двум причинам: обычно такие спорные случаи работы военного трибунала предъявляют через списки OPA (на этот раз их там не было), все дела не успели до конца разобрать, когда в конце 2019 года поступил указ о прощении.
84 из 94 — люди, которых Трамп знает лично, либо те, кто связан с работой его штаба. Это диспропорционально много.
Перечень фамилий знакомый. На лицо попытка исправить преследование комиссии Мюллера, но и не только.
Роджер Стоун — курьезная жертва общей приверженности республиканской риторике. Его прощение последовало еще в июле 2020 года, но все причастные к его скандальному задержанию не могут забыть пощечину до сих пор.
+/- то же самое относится и к Манафорту, Пападополусу и Ван дер Цваану.
Рядом расположился счастливо прощенный Майкл Флинн. Причем произошло это ДО объявления вердикта.
Чарльзу Кушнеру, отцу Джареда Кушнера, который шантажировал своего сводного брата за то, что тот сотрудничал с группой Мюллера, выписали полумиллионный штраф и отправили на пару лет за решетку. Он умудрился отсидеть 14 месяцев.
Чем интересно его дело: совершенно случайно выяснилось, что на каждого крупного продавца недвижимости в США можно завести дело за уклонение от уплаты налогов. У него нашли задолженность за 15 лет и даже привязали к ней попытку скрыть сам факт. На суде так и сказали — в описанной ситуации могут оказаться все. Просто всех не нужно :-)
Похожая история с Марком Силяндером. Тут очевидны следы совместных Трампом бизнес-схем из 80-х и последующее ассистирование предвыборной кампании. Его наказали прицельно, в расчете задеть брата президента. Поэтому помилование никто не поддержал. Однако оно последовало сразу же — срок маленький и он бы мог не выйти из тюрьмы живым.
Майклу Милкену даровали свободу и лишили необходимости выплачивать штраф сразу после того, как он основательно вложился в дружественную Иванке благотворительную структуру.
Традиционно среди амнистированных много финансовых преступников, похитителей коммерческих секретов и инсайдеров. Другими словами, граждан, проигравших в корпоративных спорах и за это наказанных.
Вообще, тема увлекательнейшая. Можно снимать сериалы, где сюжет разворачивается с момента дарования вольной.