«Дело в шляпе»
В субботу исполнилось 20 лет Новой Америке. Грех не отметить такую круглую дату.
Несмотря на скромный по историческим меркам срок, многое успело произойти, а еще больше запланировано на ближайшее будущее. Разумеется, даже очень масштабное историческое событие само по себе не способно ничего изменить — вектор развития наличествовал еще до сентября 2001 года (об этом мы поговорим отдельно), но падение башен-близнецов многократно ускорило процесс.
По самым скромным подсчетам разгребать результаты «спецоперации Аль-Каиды» нам еще полвека.
Мы много рассуждали о контексте и прямых следствиях 9/11. В частности, чуть выше по течению разобрали генезис нынешних цензурных ограничений и современный статус цифровых платформ.
Также достаточно подробно говорили о борьбе с мировым злом и о феномене тотальной «борьбы с терроризмом», как своеобразной форме третьей мировой войны.
Да и афганская кампания напрямую связана с триггером падения небоскребов.
Поводов накопилось много.
О самой нью-йоркской (да и вашингтонской) трагедии нами сказано удивительно мало, поэтому остановимся на событиях новейшее истории и посмотрим на Ground 0 под несколькими углами.
Для начала зададимся вопросом — а каков все-таки после стольких лет медиа-демагогии расследованный итог «теракта №1»?
Тут не всё так просто, как могло показаться. Это одна из тем, которая всем известна, но на поверку оказывается куда более запутанной, чем мы привыкли думать.
Формально на поставленный вопрос должен дать ответ гроссбух под названием «9/11 Commission Report», финальная версия которого появилась на свет 22 июля 2004 года.
Сокращенная для публики версия насчитывает 585 страниц и на ¾ содержание аналитической записки состоит из анализа ошибок, оценки работы ответственных органов и неизбежного взгляда в будущее.
Там же возлагается ответственность на административные решения последних двух президентов и нерадивые спецслужбы.
Зачем — понятно. Нужно всемерно усилить контроль за происходящим и добавить «больше заварки».
Что же случилось и, главное, почему — вопросы, на которые нелегко ответить даже за пару лет усердной работы и 1200 интервью, собранных по всему миру.
Интересно, как все было организовано.
Для полноценной критики спецслужб формально создали межведомственную комиссию, которую предложили курировать … Бжезинскому. Он взял самоотвод и на его место поставили Томаса Кина, близкого к команде Буша и тому, что отдаленно можно назвать think-tank’ом выходного дня DoD (Heritage Foundation).
Как показал анализ действий комиссии Филиппа Шенона в 2007–2008 гг., несмотря на показную независимость, структура была буквально наводнена отставниками спецслужб, аффилиатами Республиканской партии и личными контактами Буша-младшего.
Операционным управлением комиссией занялся Филипп Зеликов. Он отвечал за границы расследования, регистрировал те самые многочисленные интервью, занимался скринингом материалов.
Очевидный конфликт интересов совершенно не бросился в глаза — до, а частью и во время похода за правдой, г-н Зеликов возглавлял специальную аналитическую группу при Буше-младшем, собирающую данные из 20+ источников в карман главы Белого Дома.
Другим комиссионером стал Ли Гамильтон, в прошлом — губернатор, в последствии — глава аудита Homeland Security.
И т.д..
Поскольку с самого начала цель создания спецоргана была ясна существующим игрокам — их число растет, а баланс нарушается в связи с возникновением зонтичной структуры, — они по мере сил сопротивлялись расследованию. В особенности это коснулось ЦРУ, играющий до Homeland Security роль наблюдателя-корректировщика огня.
Понятно, что многие материалы, на основании которых комиссия попыталась сделать далекоидущие выводы, либо были странного качества (например, таковые от Федерального Управления Гражданской Авиацией США), либо не были включены в отчет после многочисленных ревью комиссией, Конгрессом и администрацией президента.
Кроме того, фактическое подтверждение личных данных террористов шло в разрез с данными военной разведки, о чем было сказано с разных сторон, в частности, тогдашним директором ФБР Луисом Фри.
После публикации и разгрома результатов работы комиссии прессой, вышел совместный отчет-исповедь двух ее главных руководителей, Кина и Гамильтона (Without Precedent: The Inside Story of the 9/11 Commission), в которой они отрицали саму идею независимых расследований по одной простой причине — создатель подобных коллегиальных органов не может быть независимым. Он-то и является главным архитектором результата работы. В данном случае комиссия должна была провалиться и она провалилась. Как говорится, спасибо опытным бюрократам за секрет Полишинеля!
Тем не менее, кроме пространных рассуждений о поисках истины, отчет сдобрили кое-какими цифрами.
Иначе вообще непонятно, чем такое количество людей занималось чуть ли не два года.
Вся существенная информация, а именно: состав террористической группы, предполагаемая этническая принадлежность участников и их нехитрые мотивы — взята из расследования ФБР под названием «Pentagon/Twin Towers Bombing Investigation». Сокращенно PENTTBOM.
О сумме затраченных усилий на момент 2012 года можно почитать на специальной странице.
Открыто оно 11 сентября 2001 года и последние крупные результаты опубликованы далеко за пределом досягаемости «9/11 Commission» — на десятилетнюю годовщину событий 9–11 сентября 2011.
10 сентября 2021 года раскрыты некоторые материалы, используемые в этом расследовании под грифом «секретно» и не публиковавшиеся до недавнего времени.
Теперь главное — а когда завершено? Ведь мы должны в конце концов поставить жирную точку в конце чудовищного покушения на основы демократии.
А оно формально не закончено. После публикации 2004 года произошла рокировка руководства группой PENTTBOM. Расследование продолжилось в открытом режиме до 2011 года («убийства Бин Ладена») в отрытом, но непубличном режиме, после чего перешло в закрытый непубличный режим.
Все до сих пор озвученные выводы формально (это важно) носят промежуточный характер и можно ждать сюрпризов.
Продолжение воспоследует…