«Ордена и могилы»
Невольное послесловие.
Линька старого мира продолжается ударными темпами. Свой век, в данном случае буквально, завершил старожил британской послевоенной политики Герцог Эдинбургский.
Важная фигура, всю жизнь находившая в тени ЕII. Хотя специалисты по истории монархических династий Европы и отдавали ему должное, широкой публике он был почти не известен. Собственно, как и большая часть современных феодалов.
Их нравы, деловые интересы, эстетические предпочтения попадают в объектив камер нерегулярно и, по большей части, в искаженном контексте.
о и когда посещает муж Королевы или что он обсуждает на международном уровне с лидерами доброго десятка наиболее развитых стран мира. В голову не придет задаться подобным вопросом. Хотя подобные нюансы иногда играют решающую роль в целом ряде проблем.
Поскольку мы достаточно подробно останавливались на его личности ранее по курсу, давать биографическую справку смысле не имеет.
Есть смысл поговорить о другом: как уходят такие фигуры?
Насколько можно судить, за последние 20 лет Филипа пытались убрать несколько раз. Понятно почему — возраст берет свое. Стареющий лидер — бич нашего времени. В условиях слабой ротации кадров античных иерархий верхний слой принимающих решение потихоньку превращается в мавзолей, где коллективные решения способны принимать наиболее чуткие смотрители.
Невозможность принять своевременные решения о наследовании, искусственное удержание в публичном поле ключевых фигур (иногда помимо их воли), стагнация управленческих решений — вот лишь некоторые следствия хитровыдуманных конструкций живого Средневековья.
Отсюда, кстати, полностью табуированная тема двойников. Они, разумеется, есть, но даже говорить об этом в последние 50 лет стало плохим тоном. Хотя казалось бы, а что здесь такого?
Понятно, 99 лет — не шутка, можно умереть от чего угодно. Проблема в другом.
Он периодически исчезал из публичного поля при разного рода инцидентах еще в 80-х, когда был умеренно пожилым пенсионером. По меркам Виндзоров — мужчиной в самом расцвете сил.
Все это никак не объяснялось в контексте разговоров о самочувствии.
Слухи о его резко ухудшающемся здоровье стали циркулировать лишь в 2010-м году, т. е. на границе 90-летия. С этого момента он еще пару лет выступал на публике, ежедневно ходил в должность и практически не пропускал знаменательные даты.
Потом стало сильно хуже и с 2017-го его «ушли» в отставку, Филип начал перманентно болеть и очень редко (по сравнению с ситуацией 2000-х) попадал в новости.
С начала 2018-го по конец 2019-го его умудрились несколько раз похоронить. Основательно, с подготовкой новостей, спецобращений к нации и прочей номенклатурой.
В итоге 2020-й год расставил все точки над «i». В ход пошли архивные материалы и компиляции. Верный признак того, что дело сделано. В 2021-м королевскую чету как бы вакцинировали и после этого Филип уже официально не приходил в себя.
Формулировка «причина смерти не раскрывается близкими, но он отошел тихо» означает, например, усыпление, практикуемое Семьей в запущенных случаях. Типа, Георга VI.
Можно точно сказать, когда произошло реальное отлучение от текущих дел — в июле 2020-го, когда все регалии были переданы сыну и его жене. Остальное время, аж 10 месяцев, занял процесс лихорадочного выправления бумаг, визиты Чарльза в страны Содружества и прочая кажущаяся в иных обстоятельствах странной активность.
Т.е. минимум 4 года нужно для передачи полномочий.
В связи с «атипичным коклюшем» многие традиционные процедуры пришлось адаптировать для меньшего скопления людей. Например, на похоронах будет минимум близких родственников, которые в курсе произошедшего.
Тем более весь 2020-й год практиковалось удаленное управление и члены Семьи не посещали массовых мероприятий.
Удобно — можно даже задним числом отправлять людей в отставку, никто и не заметит.
Остаются неизвестными два момента:
1) зависимыми территориями герцога Эдинбургского. Кому они перешли, если вообще могут кем-либо использоваться? (существенный актив)
2) его главенство в морской ложе Содружества. По идее, должен унаследовать Чарльз, но он также не спешит появляться в поле внимания и подтверждать этот факт.
Следим и верим.
RIP