«Отвлекающий маневр»
Выборный цикл в США подходит к своему завершению.
Ожидаемо празднично.
Конфетти, брызги шампанского и радость на утомленных «атипичным коклюшем» лицах партийного актива ржавого пояса.
Народные гуляния удались на славу!
Пара забавных деталей, не бросающихся в глаза наблюдателям за пределами Соединенных Штатов.
Обычной мишенью для выражения несогласия с действующей политикой выбирают Белый Дом. На этот раз поход туда не актуален — в нем сидит законно избранный (по мнению косплееров) президент. А вот символ легитимности Капитолий с «депутатами» вполне сгодится для выражения народного гнева. И БЕЗЗАКОНИЯ. Разумеется, штурмовать, поджигать или предпринимать какие-либо иные силовые действия в отношении здания Конгресса или его обитателей абсолютно бесполезно. Исполнительная власть находится в нескольких километрах от этого места. То есть даже в случае реального вооруженного переворота заниматься нужно совсем другими объектами.
Очень важна медиа-поддержка любой силовой акции. Она была подготовлена с учетом отражения противоположной точки зрения. Никто не озаботился ни перечнем требований, ни выбором правдоподобного алиби, ни мало-мальски легитимным лицом для выражения достаточно сложносочиненного мнения.
Можно подумать, что всё произошедшее какая-то уникальная жемчужина культурного распада некогда великой страны. На самом деле демонстрация насилия НЕОТЪЕМЛЕМАЯ часть театрализованных выборов президента США. Когда нужно — происходит локализация, а когда требуется — федерализация. Зависит от целей организаторов шоу.
Текущий взрыв интереса к выборам напоминает образование социального движения «Know-Nothing Party» в 1850-х годах. Малоизученное, но крайне интересное явление. Протестанты WASPы выступали против наплыва немецко-ирландско-итальянских мигрантов и устраивали показательные порки вновь прибывших. У них была пятая часть Конгресса на момент расцвета защитной риторики.
Поскольку предлагаемая стратегия была совершенно не выгодна большей части эстеблишмента, то в день выборов 1855 года их показали с лучшей стороны. Путем намеренного стравливания двух группировок в Луисвилле, Кентукки было убито 22 человека. Это стало поворотной точкой для «Know-Nothing Party». Вскоре она перестала существовать, а приписываемые ей идеи были отброшены в сторону.
Уже после гражданской войны произошел своеобразный BLM-наоборот. В момент губернаторских выборов в Луизиане победу одержали Республиканцы-радикальные аболиционисты. Небольшом городке Колфакс развернулась резня, фактически отменяющее это решение. Погибло по разным данным до 155 человек. Преимущественно, афро-американцев. Какое-то количество свеженаделенных правами граждан укрылось в местном суде для того, чтобы спасти «бумажную часть» выборов. В итоге, сам факт резни послужил оправданием для Республиканцев.
Подобные случаи, к сожалению, достаточно распространены в американской истории не только XIX, но и XX века.
А теперь и XXI-го :-)
Как правило, они сигнализируют об инсценировке для сокращения легальных процедур взаиморасчетов между сторонами. Тот, кто по сценарию должен быть злодеем атакует, получает отпор и обязан признать себя проигравшим.
Играть от противного сложно. Прецедентное право не рассчитано на бесшовную взаимоувязку процедур. Всё решается на самом верху. Конфликт на верху приводит к расползающейся трещине, которую точно также закрывают очередным прецедентом.
Кризис не в особенности поведения бюрократической машины, всегда использующей одну и ту же партитуру возможных исходов. Совсем нет.
Проблема в масштабе спектакля. Постепенно, шаг за шагом, сутевое наполнение пропадает и уступает место видимости. Художественному вымыслу. Да, сыграно замечательно. Декорации и диалоге на высоте, недостижимой для «Pulp Fiction». Нас мотивировали наблюдать за действием дальше.
Вот только будет ли что-то помимо грима и бутафорской ненависти?
Есть сомнения.