Animated truth

mikaprok
4 min readJul 14, 2022

--

«Движущиеся на вас картинки»

После массированной рекламы коллективный интернет бросился о(б)суждать очередное творение «Олега Куваева». Говорить там, собственно, не о чем.

Пропаганда и антипропаганда, что в принципе одно и то же, является простым инструментом воздействия на эмоциональное состояние большой разношерстной аудитории.

Она лезет в подсознание и нажимает нужные клавиши на очень короткой клавиатуре, сделанной по чертежам 5000-летней давности.

Полутона, неуклюжие попытки сарказма, слабые метафоры и плохая раскадровка здесь неуместны. Нужен дорогой, ладно скроенный продукт. Его может сделать только по-своему талантливый человек. Он понимает: всё должно работать на одну цель и бить в десятку.

Какова цель в теперешнем виртуальном противостоянии условного патриотизма и не менее условного космополитизма? Ее нет.

Вот главная проблема визуально-просветительского вещания имени 24 февраля — «нет слов».

Вообще, анимация — идеальная медиа для пропаганды. Там легко работать с воображением, при желании гиперболизируя что угодно. Мы просто не отталкиваемся от реалистичных объектов, значительно расширяя спектр образов. Кроме того анимации разрешалось быть неполиткорректной. Мультики показывали реальность понарошку. Неподцензурно.

На концептуальном уровне, как часто бывает, продумали машинерию французы, реализовали еще в начале 1930-х немцы (первым пропагандистким мультфильмом с полноценным сюжетом обычно называют «L’Idee» (1932) Бертольда Бартоша), а на конвейер поставили американцы.

Хотя короткие рекламные ролики изготовливались янки еще в далеком 1898 году. Это знаменитый «Tearing down the Spanish Flag», посвященный, как несложно догадаться, американо-испанской войне.

Еще один важный пример из раннего: «The Sinking of the Lusitania» (1918) Уинзора Маккея. Живая антигерманская пропаганда, замаскированная под документальный фильм.

Во время ВМВ большинство голливудских студий перешли на конверсионную деятельность: всё для фронта, всё для победы. Ни MGM, ни Warner Bros., ни Disney не остались равнодошну к госзаказу.

Рекордсменом количества, но не качества производимого контента стал Hal Roach Studios.

Даже вне прямой пропаганды, т. е. военных роликов, знаменитые мультперсонажи появлялись в форме и с флагом. Том и Джерри, Багз и Даффи, Супермен, Снафу и Дональд Дак.

В товарных количествах анимационную джинсу начал штамповать Уолт Дисней. Его студия стала главным символом американского образа мысли по всему миру. Бравый мышонок и бодрый утенок тоже служили в армии США, расхваливали заокеанскую свободу и уничтожали темных усатых насекомых в рогатых касках ради свободы и мира во всем мире.

В начале 40-х на волне дикой конкуренции и естественного насыщения рынка Disney Studio заключила беспрецедентную сделку с Министерством Войны (будущим DoD) на выпуск 32-х короткометражных мультфильмов, который бы показывали перед фильмами на взрослых сеансах по всем США.

Первые 20 Дисней снимал по расценкам $4500 каждый, примерно в 18 раза выше, чем обычно. Сценарии согласовывались с заказчиками и показывались на самом высоком уровне.

Считается, что соглашение действовало вплоть до начала 50-х и фактически позволило Диснею выжить. Министерство войны, грубо говоря, купило время всех аниматоров на несколько лет вперед. Без ВМВ и пропаганды Disney Studio, скорее всего, просто бы не существовало (см. Donald Duck Joins Up: The Walt Disney Studio During World War II. Ann Arbor, MI: UMI Research Press).

Наиболее раскрученным мультфильмом, который узнавало 8 из 10 американцев после войны стал Der Fuehrer’s Face (1943), в котором Дональд Дак выживает в воображаемой постапокалиптической гитлеровской империи, управляющей Америкой. Как тут не вспомнить о знаменитом «Человеке в Высоком Замке», вдохновленном этой идеей.

Мультфильм предсказуемо выиграл Оскар в своей категории и стал сенсацией.

Другой пример работы Диснея: «Victory Through Air Power» (1943), призывающей к авиавойне (с Японией). В позднейшем интервью с племянником Уолта, Роем Диснеем, утверждалось, что Рузвельт демонстрировал мультфильм перед военным советом страны. Если это и легенда, то выглядит правдоподобно.

Вплоть до введения первой версии рейтингов для разделения аудитории на детскую, подростковую и взрослую анимация использовалась в качестве взрослой пропаганды. Примерно с середины 50-х ситуация стала меняться и Голливуд перешел на кинопродукцию.

Только после 11 сентября мультфильмы заиграли новыми красками.

В известном смысле «Масяня» — кустарный ремейк «South Park», пытающийся играть на том же самом поле антимейнстримной сатиры. Их запуск на сцену Усамы бин Ладена в одном из эпизодов вызвал интерес, но не стал массовым явлением.

В отличие от комиксов DC, куда еще в далеких 2000-х переместился государственный патриотизм США. Одна из причин, почему их так активно экранизируют близкие к оборонному сектору хедж-фонды.

Попытки запустить очередного мультяшного персонажа в погонах требуют диснеевского размаха.

Пока же на поверхность всплывает в лучшем случае карикатура на былое величие :-)

--

--

No responses yet