Art of the deal

mikaprok
5 min readOct 14, 2017

--

Искусство рыбной ловли

… на живца.

Про злоключения российского бизнесмена и его живописную коллекцию все уже слышали.

Попробуем немного углубить.

Есть такой пассажир Ив Бувье.

Родился и вырос в Женеве. В рамках семейной компании Natural Le Coultre занимается открытием по всему миру так называемых «Freeport of Culture». Что это такое?

Если совсем просто — хранилища произведений искусства для беспошленной торговли ими соответствующей публике. Успехом пользуются два подобных хранилища: в Сингапуре и Люксембурге. В этом году пробный забег состоялся в Пекине.

Г-н Бувье организовывал первые Салоны Изящных искусств в Москве в середине 2000-х. Тут торговались Бэкон, Шагал, де Сталь, и т.д..

Именно там г-н Рыболовлев и г-н Бувье нашли друг друга. В течение ряда лет последний приносил первому шедевры мировой живописи (38 работ).
В какой-то момент «калийный король», проводя большую часть времени за рубежом, по его признанию, узнал о дополнительных прибылях своего арт-дилера. Мол тот закладывал прибыль в сделки и не ограничивался своими комиссионными.
Как конкретно можно было на очень узком рынке (продавцов подобных г-ну Бувье в мире человек 40) вдруг узнать что-то о ценах, формирующихся индивидуально, сказать не берусь.

Нонсенс.

Поль Гоген «Одна»

Куплено — $120 миллионов

Продано (анонимно) — $50 миллионов

Тем не менее, признанием самого факта российский бизнесмен не ограничился, а подсчитал: ущерба ему нанесли на $1 миллиард.

В 2015 году картинный спекулянт был арестован в Монако рядом с особняком олигарха по подозрению в мошенничестве.

Полиция отпустила его под залог. Тем не менее, иски были поданы по всему миру: в Женеве, Монако, Сингапуре и США г-н Бувье ходил отмечаться в местное представительство правопорядка. В 2016 году на его счетах заморозили $500 млн.

Разблокировка потребовала ответного иска и вся процедура длилась около 5 месяцев.

Рене Магритт «Поместье Арнгейм»

Куплено — $43,5 миллионов

Продано (Christie’s) — $12,7 миллионов

История еще продолжается. Natural Le Coultre понес значительный материальный и еще больший репутационный ущерб.

Сам г-н Бувье оценивает свой ущерб в тот самый недополученный ярд. Но ясно, что, мягко говоря, речь идет о преувеличении. Ведь для получения им собственной прибыли такого объема необходимо продать произведений искусства на $4 миллиарда.

Весь аукционный рынок мира составляет около $12 млрд в год. Дилерский +$40 млрд.

Хватанул лишку с миллиардом.

Возвращаясь к животрепещущей истории. Интересно тут несколько деталей.

Густав Климт «Водяные змеи II»

Куплено — $183,8 миллионов

Продано (анонимно) — $170 миллионов

Во-первых, кто и когда продавал г-ну Рыболовлеву через его вероломного агента указанные шедевры. Секрет за семью печатями. По идее, это единственный источник правды в споре о цене. Оба и потерпевший и свидетель молчат, как воды в рот набрали.

Во-вторых, по косвенным признакам можно предположить позитивную динамику цен на картины, держателем которых является олигарх.

В отличие от дилера, он подтвердил аутентичность не только всех полотен, но и коллекции в целом. Именно она являлась по утверждению собирателя его основной целью.

200 с лишним полотен по признанию г-на Бувье, держателем которых является обитатель Монако, уникальный актив, стоимость которого представляет сопоставима с коллекцией европейского музея средней руки. Люди подобные собрания готовят десятилетиями, а Дмитрий Евгеньевич собрал за каких-то 7–8 лет.

Пабло Пикассо «Флейтист и обнаженная»

Куплено — $35 миллионов

Продано (Christie’s) — $5,7 миллионов

В-третьих, как я уже сказал, никакого норматива комиссионных на этом рынке нет и быть не может. Ведь не существует стандартов. Ротко может стоить дороже Да Винчи, а что-то у Дали дешевле чего-то у Климта и наоборот.
В аукционных домах оценку начальной ставки проводят часто методом голосования экспертов и/или пожеланием продавца.

Приводятся данные о двух случаях: «Лежащую обнаженную с голубой подушкой» Модильяни продавец г-н Коэн отдал г-ну Бувье за $93,5 млн, а тот перепродал ее г-ну Рыболовлеву за $118 млн. С учетом того, что переговоры шли около двух лет, нельзя сказать, что уж дилер так сильно обогатился.

«Спасителя мира» Леонардо г-н Бувье выкупил у консорциума дилеров за $75–80 млн, а перепродал г-ну Рыболовлеву за $127,5 млн. Учитывая синдицированную сделку и комиссии всех участников получается по-божески.
Т.е. коллекционер остался при своих, «рискует» заработать еще больше, а имеющаяся у него совокупная галерея (не только от г-на Бувье) тянет на несколько миллиардов долларов.

Что происходит дальше?

А дальше, друзья, олигарх, известный своим умом и сообразительностью, начинает скидывать по-дешевке одну за другой картины из лелеемой много лет коллекции.

На иллюстрациях к данному материалу можно посмотреть несколько примеров таких сделок.

Все совершенны либо анонимно, либо с участием лондонской площадки также не названным лицам.

Что мы имеем в сухом остатке?

Получается, продавец зарабатывает дважды, а то и трижды.
Сначала он продал по завышенной стоимости некий предмет промежуточному держателю. Piece of art побывал в каталоге и хорошей коллекции экстравагантного восточного раджи.
Скандал поднимает ожидаемую стоимость, но наивный раджа вопреки здравому смыслу спешит скинуть произведение искусства в темноту с еще большими потерями, чем оно приобреталось.

Совпадение? Не думаю.

https://telegram.me/mikaprok

--

--

No responses yet