Bellingcat. Where the money comes from

mikaprok
4 min readJan 29, 2021

--

Photo by Megan Randall on Unsplash

«Cui prodest?»

С «Элиотом Хиггинзом» мы прошли долгий путь от возникновения звезды на небосклоне мировой журналистики до крупнейшей платформы data investigations в Европе.

Откровения Bellingcat продолжаются, а значит нужно продвигаться дальше. В сторону монетизации сервиса.

Сколько людей участвуют в работе?

Хороший вопрос.

Итак, с 2014 по 2017 годы количество работающих в Bellingcat аналитиков неизвестно. Подтверждаемая информация отсутствует.

На 2017 год авторов-сотрудников со слов «Хиггинза» было 6:

  • сам Маэстро,
  • Кристиаан Триберт, журналист из Нидерландов, учившийся в Лондоне и работающий сейчас в New York Times;
  • Наринэ Хачатрян, журналистка из Армении, которая участвует в деятельности благотворительных организаций из США;
  • Арик Толер, американский славист из Канзаса, учивший в университете русский язык и работавший в Bank of America, хорошо нам знакомом Anlantic Council, и вот уже 5 с лишним лет — в Bellingcat;
  • Хади Аль-Хатиб, персонжа из Сирии, занимавшийся исключительно этой темой.
  • еще 1 неназываемый технический специалист.

В 2019-м команда выросла до 16 человек постоянных сотрудников и примерно 60 авторов. Штат, требующий регулярных выплат и немалых накладных расходов.

Photo by Pisit Heng on Unsplash

Как и на чем зарабатывает кот, гуляющий сам по себе?

Мы вскользь касались этой темы, когда речь зашла о краудфандинге. После знаменитой кампании лета 2014 года, их запускали еще две. Каждый раз крайне удачно, но без сверхъестественного везения.

Жить только на средства от пожертвований весьма проблематично.

Даже самому автору концепции, «Хиггинзу», подобное объяснение кажется не слишком убедительным. Поэтому предложили другое.

Деньги приходят из нескольких разных источников, асинхронно и никто в точно не знает откуда-сколько. Для этих целей был, якобы, в 2018 году открыт специальный фонд-НКО Bellingcat Foundation.

Вот, кто жертвовал в разное время святому правдорубу:

  • Open Society Foundation. Без него нам тут точно не обойтись. Про самого Сороса-Шороша мы как-то давно писали, но не нужно забывать, где у него офис и с помощью чего он хеджирует риски;
  • Meedan. Информационная (шпионская) сеть, объединяющая американские университеты по всему миру. Включая и знакомую нам по судьбе Христо Грозева Софийскую alma mater;
  • National Endowment for Democracy. В зависимости от настроения и магнитного поля, «Хиггинз» то подтверждает, то опровергает информацию о причастности NED к его детищу. Пример гибкого частно-государственного партнерства США в сфере благотворительности. Сама организация частная, но получает миллионы бюджетных средств (между 1990 и 1993-м годом, например, $30 миллионов) через американский вариант RT — United States Information Agency. Для отстаивания корректного представления о демократии в мире;
  • Digital News Initiative. Площадка Google в ЕС, спонсирующая независимые СМИ на отмываемые в европейских оффшорах средства и получая за это индульгенцию на родине.

Одна из опорных зон — Нидерланды. Подробнее о механике работы см. наш старый материал.

  • Dutch Postcodeloterij. Анонимное распределение средств под вывеской почтовой лотереи. Популярный способ в тех же Нидерландах выдать 500000 Евро американским смотрящим от Amnesty International до Gates Foundation. Именно такую сумму получили коллеги из Bellingcat в 2019-м (за вычетом налогов);
  • Dutch PAX for Peace. Христианский союз католиков и протестантов за мир на территории Нидерландов. Вообще, предметно занимаются прозелитизмом на Ближнем и шпионажем на Дальнем Востоке. Время от времени берут на борт очередных добрых людей. На этот раз пожертвовали некую неназываемую сумму Bellingcat;
  • Adessium. Самый любопытный случай. Постоянный спонсор Bellingcat — частный благотворительный фонд семейства Бренникмейеров, немецко-голландской семьи, владеющей C&A, десятком различных брендов, банками, инвестдомами и состоящей в родстве с современными королевскими домами Европы. Зарегистрированы на территории кантона Цуг. Их же активы, по «странному» стечению обстоятельств, пересекаются с бизнес-партнерами упоминавшегося Христо Грозева. Чем характеризуется бизнес Бренникмейеров, так это плотной работой с американцами. Там основные средства, ссуды, а также пропуск легкой промышленности из США на территорию ЕС.

В условиях такой явной кооперации сложно отделаться от мысли о неслучайности выбора маршрута MH17 :-)

Казалось бы куда больше?

Однако это далеко не всё, что можно сказать на тему финансирования. Фонд Bellingcat не находится через официальный реестр, а вот «Элиот Хиггинз» значится директором в двух организациях:

  • Bellingcat LTD;
  • Eliot Higgins Consultancy LTD;

На которые регулярно поступают средства, выплачиваемые ему персонально за семинары и некие письменные работы, которые объясняют финансирование кампании, посвященной всей ветки «Novichok».

До нее мы доберемся чуть-чуть попозже.

--

--

No responses yet