Black box

mikaprok
4 min readOct 16, 2017

--

После долгого перерыва с удовольствием возвращаюсь к сериалам. Пауза была вызвана отсутствием достойных объектов рецензирования, а вовсе не отсутствием желания про них писать.

В итоге накопилось аж три впечатления (хорошее, плохое и нейтральное), которые хотелось бы публично разложить по полочкам.

Начну с условно плохого.

Посмотрел во время своих бесконечных перелетов Mindhunter и решил сказать пару слов.
Делюсь аванасом, отдавая себе отчет, что еще никто не успел повторить мой подвиг разведчика.

Поэтому постараюсь обойтись без спойлеров.

Меня многие не поймут и возможно даже вычеркнут мой телефон из списка контактов, но я вот что скажу: друзья мои — это парадоксальное художественное произведение.

Два продюсера в лице Дэвида Финчера и (в этом месте играет духовой оркестр) Шарлиз Тэрон попытались совершить прорыв, пока еще никому не удававшийся в игровом кино с момента его формирования: сделать захватывающий психологический триллер о психологии в виде театрального шоу.

Как известно, хорошего вина со вкусом винограда не бывает. Точно так же триллер не может рассказывать о самом себе, как о триллере.

Попытка тем не менее была предпринята и попытка грандиозная.

В качестве основы выбрано нашумевшее произведение Джона Дугласа. Оно очень профессионально переработано в сценарий. Выбрана крайне амбициозная команда и, как рассказывает сам Финчер, «над ним никто не стоял».

Кроме всего прочего, вкрадчивый и чуть-чуть нарочитый кастинг способен подкрепить впечатление.

Для режиссера-продюсера это идея фикс последних n лет: природа социальной девиации, личные переживания, маниакальное преследование, навязчивость выступают уже почти научным материалом.

То, что мы видим в Mindhunter — попытка пристальнее посмотреть на его же непонятого «Зодиака» и, в определенном смысле зафиксировать переживание от прорывной «Исчезнувшей».

Финчер вознамерился поставить совершенно бескровный триллер, состоящий из диалогов за канцелярской мебелью, перекладыванием бумаг и разглядывания с наслаждением 1977 года.

По мнению творческого коллектива, именно этот период американской истории следует считать точкой отсчета в создании современной психологической криминалистики. Оттуда же берет свое начало термин “серийный убийца” и весь ореол ассоциаций с ним связанных.

Это так сказать стержневая задача. Через становление психоанализа в ФБР он точно также нежно пытается распаковать Соединенных Штаты Америки, пережившие сексуальную революцию, но от этого не ставшие сексуальнее.
С издевательски чрезмерным нажимом он давит на одну и ту же педаль пуританского двуличия правоохранительных органов, их нежелания вступать, вопреки здравому смыслу, в эти новомодные социологические авантюры.

В реальной жизни все было несколько по-другому, но скучные пиджаки и приглушенное освещение делают свое дело.

Согласитесь, замах по меньшей мере не лишенный обаяния.

Мне же кажется, что это значительное расширение границ жанра, попытка посмотреть на себя и на них со стороны.

Что же в итоге получилось?

Если совсем кратко, он перетоньчил. У каждого эстета рано или поздно срывается кисть. Теперь она сорвалась и у Финчера.

Из-за первой же часовой серии виднеются уши фиаско всего сезона: беззубые диалоги с подмигиванием, отсутствие экшена (полностью), нарочитая политическая повестка с актуальными меньшинствами-феминизмом, очень посредственная камера (чем Финчер никогда не страдал) и странный медитативный сценарий «под Джармуша».

Наконец, главная проблема: вкрадчивость кастинга обернулась его невнятностью.

Главный герой, «молодой Шерлок», большую часть из 10 часов ходит с постной физиономией и изображает глубокую мыслительную деятельность там, где нужно и там, где совсем не нужно.

Он погружен в бездушный мир криминала, но совершенно не стресует по этому поводу. Вместо этого молодой человек пьет молоко из холодильника, ходульно пытается любить свою либеральную подругу, платонически привязывается к коллеге-лесбиянке и в итоге остается … впрочем ладно, не будем о грустном.

Попытка придать объема остальным действующим лицам в стиле первого «Реального детектива» терпит такое же тихое фиаско, как и все остальное.

Бывалый следак и строгая дама выглядят сошедшими со страниц марвеловского комикса, а их принципиальный босс — лучшим актером второго плана из гонконгского боевика 80-х.

Сценарий не дает усомнится в тщетности ваших надежд на большое зрелище. Он состоит из мхатовских пауз и наслаждения фоновыми звуками, редко-редко прерываемыми банальностями.

Большое количество мягкой иронии, намеков и недосказанностей превратили Mindhunter в очень скучное зрелище.

Такой сериальный “Черный квадрат”. В случае Малевича вы понимаете идею, смотрите на это 2 минуты, 3, 10 … но потом вам надоедает и вы идете к Тиссо или Кюнцу в поисках воплощенного смысла, пускай и более мелкого.

Концепции помимо их декларации нужно еще и приводить в мир.

Ах да, чуть не забыл, самое прекрасное случается в последние 15 минут первого сезона. Это сражение Достоевского с Фрейдом. Кто побеждает тоже не скажу, но одним глазом можно взглянуть. В отличие от остальных 9 с лишним часов.

https://telegram.me/mikaprok

--

--

No responses yet