«Вооружен значит разоблачен»
Для чего вообще было городить весь этот огород с платформой именно в 2014 году? Ведь Brown Moses свое дело с грехом пополам сделал. «Независимое» доказательство эксперта прибыло в ООН и оказалось зачтено уважаемыми людьми. Можно было безо всяких проблем продолжать раскачивать анонима до состояния WikiLeaks еще пару лет.
Вмешался случай. Параллельно ближневосточному коллапсу, опрокинули Украину. С началом гражданской войны и приобретения спорного статуса Донбассом потребовался арбитр для разрешения информационных конфликтов.
На зуб тут же попал крайне неприятный казус. На первый взгляд не такой значительный, однако дающий основания для введения международных санкций, остракизма РФ и, в конечном счете, загораживающий от любопытных глаз европейских наблюдателей реальную подоплеку событий.
Этакий символ борьбы может быть не совсем честного Давида против гарантированно порочного Голиафа.
Как вы догадались, речь о «малазийском боинге» или, для западной прессы, MH17.
Тут имеет смысл посмотреть на базовую хронологию событий:
14 июля 2014 года стартует площадка Bellingcat без денег на чистом энтузиазме «Элиота Хиггинза».
17 июля 2014 года происходит крушение Боинга 777, выполняющего рейс из Амстердама в Куала-Лумпур. Все пассажиры и члены экипажа погибают. 298 человек.
Обстоятельства, окружающие эту трагедию выглядят странными с самого начала. Фактически, «сырой» информации никто не сообщает. Детали продолжают выясняться вплоть до 29 декабря 2020 года. Судя по последнем вбросам, конца и края этому нам не дождаться.
Следующие дни, вплоть до 30 июля 2014, каждая из сторон генерирует массу версий произошедшего.
Находится некий испанский авиадиспетчер, утверждающий о присутствии в воздушном пространстве рядом с MH17 двух самолетов ВВС Украины. Само наличие такого источника отрицается.
Перетягивание каната быстро доходит до прямых обвинений сторон с набором непроверяемых фактов в руках и начинаются параллельные расследования. Сначала виртуальные, а потом на место аварии приглашаются наблюдатели.
На поля появляется слишком много объектов и предсказуемо ситуация докручивается до исчезновения ключевых свидетелей и изготовления улик.
Тем временем, гражданская война продолжается. Эфир забивается «боингом».
Осенью 2014 года последовательно происходит несколько событий, каждое из которых все больше заводит ситуацию в тупик.
8 сентября 2014 BBC печатает материал с цитатами неких свидетелей крушения самолета от огня ЗРК «Бук». В фокусе внимания оказываются слова анонимного источника. Там много забавных деталей, например, утверждается, что оператор «Бука» говорил с московским акцентом.
Через месяц, 8 октября 2014 свое расследование в «Spiegel» печатает глава немецкой разведки, в котором ссылаясь на неназываемый набор фактов авторитетно заявляет о переданном сепаратистам «Буке». Он же категорически открещивается от возможной ошибки пилотов ВВС Украины. Через день Генеральный Прокурор ФРГ открывает дело против неназванных лиц, виновных в военных преступлениях.
Еще через месяц, 9 ноября 2014 года, наконец-то появляется расследование Bellingcat, основанное, разумеется, исключительно на открытых источниках: «MH17: Source of the Separatists’ Buk».
Открытые источники, как водится, оказываются частично закрытыми, а частично эксклюзивными, поэтому приходится доверять тому, что видишь и не жаловаться.
На 90% то, что мы видим, представляет собой складную компиляцию версии ВСУ, озвученной в конце июля и двух расследований от сентября-октября.
В отчете Bellingcat последовательно излагаются уже знакомые нам обстоятельства и делается вывод: ракета была запущена с территории т. н. «сепаратистов», а сама ЗРК «Бук» прибыла из Курска.
Прозорливость «Элиота Хиггинза» заключается в возможности прочтения им нескольких газетных страниц и подкреплением картинок из анонимного источника.
Всё, дело сделано.
С декабря 2014 до октября 2015 года продолжалось официальное расследование, пришедшее в итоге к тем же выводам, что и «Bellingcat».
Любопытно здесь следующее: методику «Хиггинза» не раз пытались атаковать не только с российской стороны. Каждый подобный случай сопровождался все большим количеством «новых» деталей, вынимаемых, как из рога изобилия. Разумеется, на условиях полной анонимности источника.
Подтверждать эти источники ЧЕРЕЗ 2 ГОДА приходят следующие службы:
- Stratfor (2016 год);
- MI6/ISC (2017 год);
- представитель правительства Нидерландов (2020 год).
Т.е. уже на этом уровне видно, что происходит. Причина и следствие просто меняются местами. Сначала изготавливают версию и вбрасывают в информационное поле. Поскольку она носит спекулятивный характер, демонстрируется остов конструкции. По мере возникновения предметных и направленных вопросов версия дополняется деталями. С ними уже не получается спорить — зритель находится внутри.
Если бы всю версию с деталями первоначально опубликовал «Spiegel», то встал бы вопрос о журналисткой этике и демонстрации свидетелей-источников-открытом разговоре. Этого не объяснить интеллигентным читателям в ЕС. Поэтому сначала публикуют догадки, затем обретаются уникальные сведения, происходит компиляция первого со вторым, а уже ЗАТЕМ компетентные органы обязаны проверить сигнал и отреагировать собственным расследованием. Иначе, как объяснить интерес MI6 к MH17?
Сработала тревожная сигнализация «Bellingcat».
С июня 2015 года и по декабрь 2020 года «Элиот Хиггинз» прицельно отрабатывает по одной единственной мишени.
Продолжение воспоследует…