«Тайны следствия»
В этой части расследования, посвященного «Bellingcat» порассуждаем в свободном режиме о природе журналистских расследований.
В кои-то веки есть повод обсудить работу коллег.
На минувшей неделе вышел знаковый репортаж на Youtube-канале «Редакция» под названием «Расследователи» с подзаголовком «Кто они — авторы самого громкого расследования года?».
Как нам сообщает идейный вдохновитель «Редакции» Алексей Пивоваров, ему хотелось дополнить картину портретами тех, кому мы обязаны сенсационному разоблачению шпионов-отравителей.
Уместно выразить благодарность Алексею и его команде за качественную работу и прилагаемые усилия.
Репортажи канала, нередко выходящие в формате документальных фильмов, сделаны на высоком техническом уровне, учитывают особенности восприятия российской аудитории и обсуждают актуальные социальные проблемы.
Очень хорошо, что отечественная журналистика наконец-то дошла до светлой мысли «передачи микрофона в зал» и привлечения «полевого» экспертного мнения. Опять-таки, всегда полезно посмотреть на ситуацию глазами участников событий, а не сторонних наблюдателей.
Плохо другое — если с формой все уже более-менее разобрались, остались содержательные проблемы. И проблемы очень серьезные.
В самом начале репортажа нам обещают рассказать подробнее о действующих лицах со стороны «Bellingcat» и «The Insider». В кадре появилось два таких лица: Христо Грозев и Роман Доброхотов.
Действительно, около 2 минуты 50 секунд из 53 минут 43 секунд их спрашивают о бэкграунде и прошлой жизни. Они отделываются формальными ответами и, по сути, микшируют тему.
О Романе Доброхотове любознательный читатель выводы может сделать самостоятельно, а вот о Христо Грозеве кое-какие усилия придется приложить. Поэтому буквально пару слов про него в режиме телетайпной ленты.
Для начала: это главный медиа-менеджер Восточной Европы в области радиовещания. Он в бизнесе очень много лет, а попал туда буквально с улицы :-) Случайно.
Его реальная биография полна точно таких же лакун, как и у коллеги «Элиота Хиггинза». Например, кто были его родители и где они сейчас. Ему, как утверждается, 51 год.
Грозев начал работать на государственном радио в Пловдиве в 1988 году. Тогда ему было 19 лет и высшего образования у него не было.
Далее он закончил Американский Университет в Софии и стал основателем первой частной радиостанции в 1990 году. Закончил университет он без отрыва от производства, т. к. открыл свои двери для набора Американский Университет в 1991 году, а вот поступить туда можно было на 1992 год. Позже 1995 года это произойти не могло — Христо получил серьезную работу. Он идеологически окучивал РФ, Прибалтику, Украину и прочие экс-советские республики, передавая ноу-хау ведения коммерческих эфиров.
Все к 25–26 годам.
Крайне интересна его деятельность с, примерно, 1997 по 2013 годы. Грозеву передали под управления некоторые медиа-активы от Metromedia International, он занимался их перепродажей и усвоением на протяжении нескольких лет совместно с парой достаточно серьезных людей за кадром. Один из них вездесущий Руперт Мердок, сидящий на атлантическом диалоге. Другой — Джон де Мол, медиа-магнат из Нидерландов. Третий — Карл Габсбург, нынешний глава дома Габсбургов.
Молодой и перспективный управленец аккуратно следовал в фарватере интересов своих более опытных коллег. Да так, что в итоге своей долгой беспорочной службы был вынужден сам подписывать политические расследования. Т.е. из распорядителя превратился в исполнителя.
По его собственным словам — замучила ностальгия по старым временам. Для справки: Христо Грозев в роли администратора всегда занимался развлекательным радио и немного глянцем.
Сложно сказать по чему именно он соскучился.
Сам Грозев в объективе/у микрофона не появлялся никогда. Широкие народные массы ЕС узнали о нем на рубеже 2013–2014 гг.. Период времени, совпадающий с началом самостоятельной жизни проекта «Bellingcat».
Он был сооснователем болгарской версии «Bellingcat» — Risk Management Lab со смешанным финансированием, в основном американским через нидерландские активы на единицы %% принадлежащие Грозеву. Вообще благотворительная или исследовательская деятельность вокруг радио — замечательный способ ухода от налогов.
Базовая повестка Risk Management Lab — антироссийская пропаганда и расследования, нацеленные на компрометацию государственных чиновников Болгарии, имеющих наглость сочувствовать (небесплатно) приходу в страну инвестиций и компаний из РФ. Знаковым тут являются репортажи с участием местного филиала Лукойла, а также детальная работа с проблематикой Северного Потока.
Ныне Risk Management Lab не функционирует, но в свое время гремела в маленькой Болгарии почище ФБК.
С 2017 года занимается расследованиями совместно с «Bellingcat». Тематика та же, что и в предыдущем месте.
Был аспирантом частного Пан-славянского университета в Братиславе. Этот ход нужен для возможности печатать статьи в научных изданиях, что, в свою очередь, ведет к приглашению на международные конференции в качестве эксперта.
Постоянно проживает в Австрии вот уже несколько лет. Владеет пятью языками, среди которых нет немецкого, но есть эстонский.
Женат. Жена проживает на территории Нидерландов.
Хотя бы на таком самом-самом примитивном уровне его биографию нужно подсветить ДО начала содержательного разговора.
Ведь она, мягко говоря, странная.
На что существуют «Расследователи»?
Второму по важности вопросу уделили примерно столько же хронометража — 2 минуты 47 секунд. Львиную долю времени российские журналисты плавно уходят от прямого ответа.
Мол так и так, сказать не можем, НО ТОЧНО ничего ТАКОГО нет. Какого ТАКОГО? НИКАКОГО!
Хм, ну ладно, перейдем к взрослым людям.
Ответ главного героя, Христо Грозева, занял примерно 20 секунд с учетом мхатовской паузы и небольшого волнения при упоминании о спонсорах «Bellingcat».
В чем он заключается:
1) Покупку тех самых неавторизованных данных о билетах, геолокациях и телефонных звонках произвел он на собственные средства (откуда деньги? — из тумбочки!). Потому что государственные или частные фонды очень трепетно относятся к своим тратам и никогда не позволили бы разогревать «черный рынок».
Ну допустим. Утверждается, что данных было приобретено на сумму до 2 миллионов рублей. Доля его трат неизвестна и известна не будет.
Сколько зарабатывает и на что живет сам Христо Грозев? Официальная версия утверждает, что источников три:
- его медиа-активы в Нидерландах. Там все глухо, как в танке. У Грозева совсем небольшая доля, судя по реестру. Сколько может зарабатывать радиостанция и два глянцевых журнала в пересчете на 1,5% долевого до уплаты налогов?
- работа журналистом в крупных холдингах, типа CNN. Это хорошо оплачивается, но при условии регулярного включения, эфиров и объемных статей. Грозева там очень мало.
- независимые спонсоры «Bellingcat». Да, но тут должны быть публично представленные расходы на расследования, чего отыскать не удалось. Потом хотелось бы посмотреть на структуру затрат, хотя бы в виде плана.
Расследования правдорубов занятие дорогое, т. к. помимо них в нем участвует несколько десятков волонтеров. Осуществляется выезд на локации, меняются конспиративные квартиры, и т.д..
2) Тут поспевает следующая часть ответа. Оказывается есть и институциональные спонсоры. Некие международные фонды, оплачивающие гонорары журналистов, съемное жилье и кое-какие расходные материалы.
На эти средства нельзя покупать данные, но можно еду.
Хорошо, а список таких учреждений есть с указанием сумм?
Ссылки нужно искать днем с огнем, сами журналисты скромно о них умалчивают.
Мы поговорим о спонсорстве в связи с дальнейшим повествованием о «Bellingcat».