«Двумерные нарды»
Накануне известных событий 24 февраля сего года, «Новая газета» опубликовала цветистый материал «Внешнее управление Россией».
В лучших традициях таблоидов статью назвали «убийственным» расследованием о связях западных политиков с РФ.
Действительно, нашлось аж 14 бывших должностных лиц, которые относились к 45 публичным компаниям. В ряде случаев — крупнейшим бизнесам в своем секторе на уровне континента.
Всё сказанное подается в виде неожиданного скандала, требующего вмешательства аудита.
К сожалению, один из самых тяжелых грехов отечественной журналистики заключается в неправомочном вынесении за скобки международного контекста и лучших практик.
Грубо говоря, люди не понимают (или делают вид, что не понимают — а это еще хуже), как дела делаются в неумолимой реальности.
Поговорим немного о внешнем управлении в частности и в целом. Проведем рекогносцировку на местности.
Во-первых, существует ли статистика участия публичных персон (сокращенно PEP от Politically Exposed Person) в бизнесе после их выхода на пенсию?
Конечно, это тематика многочисленных социологических исследований, доступных для просмотра всем, владеющим английским языком.
Любимая многими освободителями в РФ Transparency International отслеживает миграцию европейских политиков. Так около 50% отставных чиновников и порядка 30% бывших членов европарламента занимают места в крупнейших монополиях ЕС, а также лоббистских структурах.
Экс-политиков очень любят приглашать в советы директоров американские, индийские, китайские или японские бизнесы на позиции условной GR-поддержки.
Никто этого не скрывает — общемировая практика нетворкинга.
Uber, Volkswagen, ArcelorMittal, Glencore и т. д. — все любят микшировать репутационные риски. Ничего страшного в этом нет.
В UK любят финансовый сектор за простоту и надежность. Тони Блэр закрутил долгий роман с JPMorgan Chase, Джон Мейджор — с Credit Suisse, Джордж Осборн — с BlackRock.
Доходит до смешного и даже где-то запретного. Скажем, Goldman Sachs International нанимает Жозе Мануэла Баррозу на пост советника президента.
Или, например, упоминавшийся в списке г-н Фийон сидит в совете директоров нескольких компаний. В частности, Tikehau Capital, занимающихся инвестициями в строительство для нескольких французских регионов.
Есть отдельные случаи, когда страны, такие как Италия или Испания практикуют еще большую занятость отставников.
На момент середины 2010-х годов на Пиренеях в 70 крупнейших компаниях региона советы директоров состояли от 20 до 30%% из экс-политиков разного уровня. В том числе и федеральных министров.
Испанских политиков очень любят в Южной Америке за быстрый доступ к европейскому рынку и там они пользуются особым спросом. Достаточно посмотреть на чилийские, уругвайские или аргентинские бизнесы.
Здесь российская практика идет в ногу со временем. Понятно, что сейчас многим из международных PR-менеджеров пришлось оставить свои посты. Кто-то, впрочем, остался и касается это, в том числе, ресурсных компаний с большой перспективой увеличения стоимости активов.
В интернациональном характере состава «независимых директоров» скандальности никакой нет — возьмите наугад любой управленческий орган ТОП-50 европейских, а равно и американских компаний, имеющих международное представительство и вы заметите то же самое.
Тут, впрочем, есть во-вторых: за разговорами о репрезентации внешнего управления как-то теряется схема реального владения рядом активов. Тут и без того было нелегко разобраться в хитросплетениях оффшорных схем, а тут нас настигает глобальный передел.
Даже на момент выхода материала «Новой газеты» трехнедельной давности, хорошо было бы отметить, что более 65% всех активов уходит корнями вот в эту нехитрую схему:
В момент написания этих строк бенефициары крупнейших бизнесов из РФ, зарегистрированных на льготных территориях ЕС, стремительно меняются. Доля BVI растет, а Кипра сокращается.
Такое расследование можно было бы посмотреть детально, т. к. в момент перерегистрации на короткий период времени к регистратору попадают данные о конечных владельцах компаний предыдущей резиденции. Дальше данные уезжают в архив и предсказуемо уничтожаются.
Никакой журналисткой прыти не хватит опубликовать в официальном издании такие страшные откровения.
Все понимают, сейчас не до сантиментов — нужно бороться и побеждать в информационной войне! :-)
Тему оффшоров мы не оставим, кто-то должен говорить и о «скучном».