Chagos, goodbye!

mikaprok
3 min readApr 23, 2021

--

Photo by Benjamín Gremler on Unsplash

«On/Off»

Часто приходится слушать творчество широких народных масс о т. н. «институциональном расизме» (далее ИР). Подразумевается здесь следующее: расистское государство уже на уровне своих регуляций ограничивает в правах простых граждан с «неправильными» генами.

Разумеется, эфир забивается сообщениями об ИР по отношению к этническим меньшинствам в Северной Америке. Их, к слову, уже суммарное большинство, но это не столь важно для пропаганды. Сойдет.

Значение имеет лишь сам факт непрекращающихся и не могущих прекратиться гонений. Хоть умри, а дело угнетения знай!

Оснований для подобных подозрений всё меньше, а шума, как водится, всё больше.

Великобритания, мировой рекордсмен ИР, до сих пор избегает подобного накала страстей. Разобрать злоключения собственного населения было бы совершенно не лишним.

В продолжение предыдущей реплики о традициях британского бесправия, хотелось бы привести пример ограничений иного порядка.

Вслед за провозглашением независимости от Империи восточноафриканские государства Танганьики, Кении и Уганды ввели специфические законы о гражданстве, предусматривающие наделение правами по признаку цвета кожи или узкой этнической принадлежности. Проще выражаясь, население с недостаточно темным цветом кожи, не защищалось указанными государствами.

К слову, некоторые из подобных законов действуют в Африке до сих пор.

Буквально в одночасье, как минимум, 200 тысяч человек оказались без статуса и паспорта. Это колониальные чиновники, бизнесмены и представители органов правопорядка. Верхушка местного эстеблишмента, конечно же, успела загодя перебраться на Остров. Единственным выходом было собирать чемоданы и бежать в бывшую метрополию, прося убежища от произвола вчерашней родины.

В разгар кризиса схлопывания границ 1968 года, когда количество въезжающих вдруг резко выросло до нескольких тысяч человек, Британия рекордными темпами за три дня (!) с подачи премьер-министра Вильсона приняла новое законодательство — появился пункт о «патриальности». Означает сие следующее: въезд на территорию страны может быть осуществлен только тем, у кого мама-папа-дедушка-бабушка родились или натурализовались на территории островов. В противном случае — всего доброго!

Паспорта не менялись.

Photo by Alexis Antonio on Unsplash

При том, и это очень интересная оговорка, фильтрация мигрантов происходила в ручном режиме. Проводились собеседования на сборных пунктах. Полезных белых специалистов могли пропустить в произвольном порядке, этнических малайцев или индусов, коих было предостаточно, отправляли восвояси.

«Группа граждан, не имеющих существенной связи со страной» выиграла в том же году дело о своем статусе в Комиссии по правам человека Совета Европы, но всё равно осталась без крыши над головой.

UK никогда особенно не стеснялась притеснять второсортные (по их мнению) этносы.

Следом за рядом африканских инцидентов последовало оборудование военных баз на тех самых British Overseas Territories. 1970-е годы.

В числе прочих там значился крошечный, но стратегически важный пункт — Архипелаг Чагос. Британский экспедиционный корпус выселил несколько тысяч аборигенов с британскими паспортами из их домов и отправил их на Маврикий.

Дальше было провозглашено с подачи Виндзоров, что Архипелаг оказывается был всегда необитаемым. Следующим ходом Чагос достался США в аренду на длительный срок для размещения там военно-морской базы.

Photo by Hoodh Ahmed on Unsplash

Бывшие жители Чагоса не могут въезжать на свою родину на законодательном уровне, потому что … их там не было.

Схожая картина наблюдалась еще в нескольких пунктах BOT. Чагос просто наиболее обсуждаемый пример из-за специфики местных жителей — они пользовались особым покровительством у определенной части «индийской аристократии». У маленькой общины есть даже штаб-квартира в Лондоне и благотворительный фонд для отстаивания собственных интересов.

ООН постоянно рапортует о тяжелой судьбе чагосцев, но с кем они могут это обсудить? :-)

Существенное уточнение: жители BOT, несмотря на закон 2002 года, дарующим им права гражданства UK, не могут произвольно посещать ни метрополию, ни иные заморские территории, ни Commonwealth. Фактически, у темно-синего паспорта есть разные измерения, кое-какие из них неявно дискриминируют его обладателя.

Продолжение воспоследует…

https://telegram.me/mikaprok

--

--

No responses yet