Родная советская власть
Попросили по поводу очередного закручивания (1001-го) гаек.
Конечно, темы-то сподручные. Не о футболе же писать, ей богу.
Попытаюсь побыстрее разделаться с этим и дальше говорить уже о чем-нибудь более увлекательном.
Итак, сегодня бессменная тень главнокомандующего объявила сразу о двух крайне непопулярные мерах.
Печальные новости приурочили к «празднику спорта».
И хотя была сделана поправка, что мы мол еще обсуждаем, с вероятностью близкой к 100% граждане РФ планово увидят у противника на руках фул хауз.
И отказ от пенсии и НДС муссировались где-то 3 года, но кулуарно и попадали в прессу вскользь. Муниципальные и региональные чиновники всё хорошо знали и видели, остальные, по видимости, надеялись на чудо.
Деньги тем временем потихоньку подходили к концу.
Чуда не произошло.
Повышение пенсионного возраста ждет все страны мира, кто-то его уже прошел ранее, кто-то пройдет чуть позже.
Проблема выплат гарантированных денежного пособия населению старше 60 лет, составляющему к 2050 году большинство первого мира, стоит перед всеми государствами.
Этот нереально сложный вопрос предпочитают отодвигать в сторону бликующей на горизонте тотальной автоматизации производства или, вариант, следующего по очереди премьер-министра/президента. Hint: он сделает то же самое.
В РФ к этому добавляется по сути и без того высокая пенсионная занятость. В крупных городах мало отдыхают, предпочитая работать до 65 лет.
Просто теперь из общего дохода вычтут на 5–8 лет довесок в 10–15 тыс. рублей.
То же в целом касается и налогов. Проблема не в суммах и процентах. Их можно повышать или понижать сколько душе угодно, вопрос — зачем? Что с этими деньгами дальше происходит?
Тут нас ждет метафизическая преграда на пути к принятию взвешенных решений.
Если умножать на ноль тех, кто умеет считать и ориентироваться на несуществующий «народный электорат», то, как я понимаю, транслируемую философию последних 12 лет можно сформулировать так:
«Госмонополия делает жизнь терпимой и предсказуемой, население, в свою очередь, ведет себя толерантно по отношению к ее рентному праву».
Латиноамериканский месседж — «стабильность в обмен на труд», — на словах звучит нормально, на деле же он никогда и, что важно подчеркнуть, нигде не работал.
Экономическая ситуация раскачивается на качелях, а доходы тех, у кого доходы были, то росли, то падали (последние 7 лет в основном падали).
Годы с 2008 по 2014-го принято называть застоем, но никаких «застоев» в сложных социально-экономических системах не бывает. Реальный застой = медленное перманентное падение.
Кризисы случаются со всеми странами и экономиками мира, вне зависимости от размера и характеристик. Тут не нужно строить иллюзий.
Вопрос в другом — предсказуемости шагов правительства и понимании реального положения дел.
И с тем и с другим в датском королевстве швах.
Во-первых, нужно честно признаться — никто не знает, что делать с пенсиями.
Никаких цифр на этот счет не представляют и не говорят ничего толкового о накоплениях, которые в очередной раз «заморозили».
Правила отъема пенсионных сборов только на моей памяти менялись 3 раза.
Наперстки бегали по столу — глаз не оторвать. Где шарик?
Если шарика нет (вероятный вариант), то как быть дальше. Нужна максимальная открытость и общественная комиссия по этому вопросу. Давайте сядем и обсудим, есть ли в фонде еще какие-то средства или нет.
Сделать это было легче легкого на волне эйфории 2014–2015 гг.., теперь уже всё стало гораздо сложнее, но попытаться бы стоило.
Во-вторых, повышение налогов объяснили исполнением «майских указов».
Предыдущую порцию распоряжений под разными предлогами выполнили на 2+, есть ли основание предполагать лучший результат на этот раз?
Потом, что такое «майские указы» по форме? Это набор кусочных распоряжений к разным ведомствам, которые они вытягивают перебором статистики на бумаге и латают дыры в законах. Сама постановка такого рода уже говорит о «договорной игре».
18% — много это или мало? А черт его знает…
Одно время говорили, что мало, потом вдруг стало хорошим тоном составлять таблицы сопоставления нагрузки для бизнеса, зарегистрированного на разных территориях.
В реальном мире, а не на бумаге, очень сложно сравнить, скажем, сборы налогов во Франции, РФ и ЦАР.
Всё зависит от эффективности работы государства в целом. Они должны подстраиваться под обстоятельства жизни общества. Обстоятельства же эти нуждаются в наблюдении и измерении.
Другими словами, в наших условиях можно платить налоги в размере от 10% до 90% дохода. Это не играет никакой роли без понимания механизма, как они вернуться гражданам.
В виде исполнения «майских указов» они точно не вернуться и в качестве защиты одной трижды освобожденной ближневосточной страны тоже.
То есть начать следовало бы не с объявления новостей, а с подробного публичного обсуждения факторов к ним подталкивающих.
Если этого не происходит, то любое изменение будет восприниматься, как фатальное.
Многолетняя привычка, знаете ли :-)