Gorby. Chief in Staff

mikaprok
5 min readNov 4, 2022

--

«Система»

Мы расстались со ставропольским юристом-колхозником на взлете его карьеры. Не в меру активный аппаратчик в 1968 году практически разочаровался в своей карьере. Известна переписка Горбачева тех лет, где он хочет взять отпуск с открытой датой и наконец-то поехать с семьей на курорт…

Что же, отдохнуть ему не удалось. Взлет планово продолжился, практически помимо воли комсомольского лидера его вела чья-та уверенная рука.

Наш рассказ о карьере Михаила Сергеевича был бы неполным без упоминания его главного, а по мнению некоторых исследователей, чуть ли не единственного протеже.

Несмотря на значительную разницу в возрасте и несовместимые интересы эти двое неоднократно встречались, подолгу беседовали и можно сказать даже дружили семьями, если такое будет уместно в случае двух номенклатурных работников позднего СССР.

Речь, конечно же, о Юрии Владимировиче Андропове, человеке-загадке.

Привычно, что об одном из самых влиятельных людей на 1/6 части суши практически ничего не известно наверняка. Многие детали всплывают годы спустя, есть несколько параллельных мотивов и пара-тройка хронологических накладок в биографии. Исторический материализм в его законченной форме.

Для нашего исследования достаточно будет пометить ключевые места.

Ранние сведения о жизни «Андропова» с большой вероятность подложные, о чем свидетельствовали даже советские истории, открыто путаясь в показаниях. Фокусы с усыновлением, ранней смертью родителей и отсутствием в крестьянских семьях большого количества детей — неплохой маркер для отрубания «простонародного происхождения».

В начале своей партийной карьеры он активно работал на Северном Кавказе, но заметной величиной так и не стал. В 26 лет «Юрия Владимировича» назначили главой Комсомола … Советской Карело-Финской Республики, где он трудился, а точнее «партизанил», вплоть до 1944 года.

Важнейшее направление скандинавской игры, еще и во время войны поручили человеку, за плечами которого не было существенного административного опыта и связей.

Еще один мазок кисти — «Андропов» именно в 1940 году второй раз женился и дальше о своей прошлой жизни не вспоминал. Есть основания полагать, что этой жизни и не было.

Работал с местным населением он хорошо, поэтому дослужился до второго секретаря республиканского ЦК КП.

В 1954 году его неожиданно для него самого (согласно задокументированному признанию) перебросили послом в Венгрию. Вскоре после воцарения Хрущева там началось антиантисталинское восстание. Его подавление аккуратно повесили на Юрия Владимировича. 200000 контингент советских войск вошел в страну недостаточно развитого социализма и оставил после себя 31000 официально признанных жертв, включая 7000 советских военных.

Есть обоснованные сомнения в том, кто и зачем инициировал процесс, но, очевидно, будущий глава советской контрразведки по должности имел доступ ко всем местным секретам.

С 1957 года Андропов снова в Москве и теперь он курирует PR (как сказали бы сейчас) всего совблока. Это очень большая и совершенно не московская должность. У него появляется параллельный выход на всех глав правительств стран СЭВ в обход ЦК.

Не случайно, что именно он занимался делом «останков семьи Гитлера». Фактически, историческим сокрытием улик. То же самое было сделано позже с Ипатьевским домом.

Творец современной мифологии, не меньше.

С 1967 и 1982 гг. этот человек руководил КГБ.

Большая часть службы Андропова пришлась на Брежневский период советской истории. Считается, что он был основным инициатором постепенного изживания Леонида Ильича и противостоял вездесущему Суслову. В действительности именно Михаил Андреевич предложил Юрия Владимировича на главный пост и выдвижения его в члены Политбюро.

Действительно, в конце 1970-х случился настоящий взрыв коррупционных дел, вызванный переделом портфелей на верхушке советской пирамиды.

Буквально каждый месяц приходили какие-нибудь новости. Снаряды падали все ближе к Брежневу. Так был низложен Сергей Медунов, секретарь ЦК Краснодарского края и близкий друг Леонида Ильича. Отсюда же появилась история с Галиной Брежневой и ее «цыганскими» друзьями, торгующими на черном рынке (!)

После смерти Суслова место идеолога занял Андропов, а потом оказался на следующей, финальной ступеньке. На 15 месяцев Юрий Владимирович стал Генсеком.

К этому моменту практически никого из хрущевских кадров в окрестностях Кремля не осталось. Брежневские управленцы были укрощены последними нововведениями об «Усилении законности и порядка» 1980-го.

Бал правила совсем небольшая группа оставшихся и лояльных Андропову партработников, а также «молодежь», рекрутированная экспрессом из регионов в Москву.

Одним из таких счастливчиков стал Михаил Сергеевич. Андропов, как мы упоминали выше, не так интенсивно опекал его в 1982–1983 гг., как можно было бы полагать. Их связь датируется началом 70-х.

Причем таким образом Юрий Владимирович общался с целым рядом партийных деятелей. Важно было обеспечить быструю смену на случай массовых чисток в верхних эшелонах власти.

Никаких особенных сантиментов быть не могло по определению, кубики бросали в разные стороны.

Можно с большой точностью определить дату, когда судьба Горбачева была решена — с подачи Андропова его наградили орденом Октябрьской революции в 1972 году.

А в 1978 году состоялся прыжок из Ставрополья в Кремль. Андропов устроил представительную встречу Горбачева с Брежневым и Черненко в Минеральных водах, где Михаил Сергеевич два часа обхаживал пожилых партийных боссов. С этого момента он, как и в далекой юности, выполнял роль секретаря при Андропове, считаясь неформально его заместителем. Несмотря на расстрельную должность Министра сельского хозяйства.

Никакой особенной персональной заслуги в таком выборе не было. Нужно сказать спасибо тесной связи Кулакова (предыдущего покровителя Горбачева) и Андропова. Переходящее знамя, которое символизировало волю того, кому доставалось.

Продолжение воспоследует…

--

--

No responses yet