«Боевая юность»
Продолжаем пылесосить советологические мифы на примере биографии ушедшего от нас «М.С.Горбачева».
Мы с вами в прошлый раз остановились на моменте его поступления в МГУ, при чем на один из самых престижных факультетов того времени — юридический.
Казалось бы, зашкаливающий конкурс, очередь из «партийной молодежи», жесткий социальный фильтр?
Ничего подобного. В случае Михаила Сергеевича имеем серебряную медаль, полученную экстерном в сельской школе за трудовой подвиг и сам трудовой подвиг. Вот и все достижения.
Поступил он без экзаменов, которые никогда бы не сдал.
Выдвигают разные версии. Либо не обошлось без высокой протекции, либо мы вообще не знаем, кто этот человек и его ранняя биография полностью фальсифицирована.
Так или иначе, но человек с таким именем действительно учился в Московском университете.
И это ключевой период жизни «Горбачева».
Потому что его сокурсниками и преподавателями были необыкновенно интересные люди.
Анатолий Лукьянов, учившийся на два курса старше Михаила Сергеевича, надзирал за ним по комсомольской линии и впоследствии был крайне обеспокоен изгибами его карьеры.
Его судьба, на первый взгляд, схожа с его товарищем. Он золотой медалист, поступивший без экзаменов и идущий по линии рабочей молодежи (т. е. с трудовым стажем).
На этом сходства заканчиваются. Анатолий Иванович не был из семьи врагов народа и вырос не в сельской местности, а в провинциальном городе.
Опять-таки, он был профессиональным советским юристом всю жизнь и дослужился в этом качестве до максимально возможной должности — Председателя ВС СССР. Тут тоже есть нюанс — он вошел в пятерку самых влиятельных государственных мужей в 1990-м году, в неслучайных обстоятельствах. О чем нужно поговорить отдельно — роль Лукьянова служит ключом к пониманию природы т. н. «путча».
По воспоминаниям партийных товарищей Горбачева они с Анатолием Ивановичем никогда не дружили в обывательском смысле слова, но постоянно находились на связи. Диспетчерской связи.
Второй, удачной, встречей оказалось знакомство с Раисой Максимовной, учившейся, между прочим, на философском факультете. Об их высоких отношениях написано так много, что теряется главное — в отличие от Михаила Сергеевича, она умела читать. Именно Раиса Максимовна готовила своего мужа к выступлениям и зарубежным поездкам на первом этапе его становления. Как трогательно вспоминал Валерий Болдин, приехав первый раз в Британию (1984 год, кстати, накануне назначения мужа ГенСеком) она сказала встречающей их делегации по-английски, какое удовольствие испытывает от того, что наконец-то оказалась на родине Гоббса и Лока.
Действительно, событие приятное.
По сути, до известного момента вхождение в высшее партийное руководство Горбачев полагался в справочных вопросах на свою супругу.
Третьим и, пожалуй, самым близким другом Михаила Сергеевича в МГУ был иностранный студент (!) Зденек Млынарж. Молодой и «очень наивный» чешский коммунист приехал в Москву учиться уму-разуму и научился. На советскую голову.
Именно Млынарж стал одним из активнейших деятелей «Пражской весны» и называемым автором программы действием КПЧ в апреле 1968 года. Дальше он же участвовал в Хартии 77, откуда вылупилось поколение местных политиков с Гавелом во главе.
В период изгнания работал в энтомологическом музее :-)
Как признавался Михаил Сергеевич, идеи, высказанные в статье Млынаржа «На пути к демократической политической организации общества» в значительной степени легли в основу концепции политической реформы в СССР, сформулированной на январском пленуме ЦК КПСС 1987 года и на XIX конференции КПСС 1988 года.
Первая жена Рита Климова (Будинова) — клон Мадлен Олбрайт со знаком «+», вернувшаяся на родину из США и курирующая в Чехословакии/Чехии гражданские свободы. Как считается — автор термина «Бархатная революция».
Горбачев общался с Млынаржем до конца жизни неугомонного чешского политика. Вот такая мужская дружба на десятки лет вперед.
Учился, кстати, Михаил Сергеевич так себе. Пропадал на партийной работе.
На пятом курсе, когда нужно было распределяться, произошел второй необъяснимый казус: поступление без причины окончилось отъездом из Москвы без причины.
Между прочим, Горбачеву в числе 12 студентов предлагали идти в Прокуратуру для контроля действий … КГБ.
Вот такое заявление.
Он отказался и уехал в Ставрополь работать в местной прокуратуре. Где продержался 10 дней!
После чего ушел в отдел пропаганды местной комсомольской организации.
Казалось бы противоречивый ход, но нет.
Всё просто. Его уже предупредили, что в госорганах будут чистки (они последовали в относительно «мягкой» форме), поэтому важно было скрыться в провинции. Желательно подальше от любопытных глаз.
Продолжение воспоследует…