«Маскировочка!»
Вместе со всплывшим на территории РФ Parler’ом за внимание пользователей борется мессенджер Signal. Против ожиданий его история куда менее интересна, чем у специализированной соцсети для Brexit’а. Хотя преподносят всё настолько празднично, что имеет смысл сказать пару слов и на его счет.
Итак, как появился на свет этот «шедевр инженерной мысли»?
Рассказывают душераздирающую историю.
Жил на свете добрый волшебник, путешественник и волонтер Мэтью Розенфельд. Откуда он прибыл известно с точностью до штата (якобы). Сколько ему лет, чем занимается его семья и какое он получил образование (если получил) из уважения к регалиям отважного борца за справедливость умалчивается. Сам говорит, что объехал на попутках и товарных поездах всю страну прежде, чем осесть в Сан-Франциско.
Мэтью поработал в паре мест, попробовал на зуб офисную работу и решил, что это «не его история». Поэтому следующие несколько лет он занимался парусными регатами.
В 2010 году, с места в карьер, он оказывается со-основателем компании Whisper Systems вместе с достаточно известным к тому времени Стюартом Андерсоном. Они разрабатывают продукт, который называется TextSecure. Менее, чем через год компанию приобретает поднявший раунд инвестиций Twitter. Происходящее было похоже на типичную для Долины «серую» сделку: г-н Андерсон сотрудничал с Twitter, дальше очень быстро презентовал продукт, который продал своему основному работодателю и продолжил с ним сотрудничать. Условия сделки предусмотрительно не раскрываются.
Упражнения в криптографии происходят на фоне т. н. «арабской весны» 2010–2012 гг., где основным инструментом общения «народных масс» является Twitter.
Поразительно, но Twitter присваивает только что купленному патенту статус свободно распространяемого ПО. Г-н Розенфельд делает следующий ход: регистрирует Open Whisper System и продолжает осваивать TextSecure.
Насколько вообще происходящее можно считать типичным для юридически подкованных технологических стартапов Долины? Мы имеем дело с редчайшим исключением.
Вскоре и Facebook и WhatsApp, в такой очередности, начинают использовать предоставленный компанией Розенфельда TextSecure в своих нуждах.
В начале 2014 года Facebook приобретает WhatsApp за рекордную сумму в $19 миллиардов. Условия сделки с основателями также остаются под сенью струй из слухой. Считается, что они получили опционы в акциях Facebook.
С 2015 по 2017 гг. WhatsApp перманентно обвиняется в незаконном использовании информации персональных данных своих юзеров и нарушении границ обмена информацией с материнской компанией.
В мае 2017-го Еврокомиссия штрафует Facebook на 110 миллионов и дело приобретает серьезный оборот. На горизонте маячит крах монополии технологического гиганта.
А далее происходит интересный твист: в сентябре того же года Facebook (и WhatsApp) покидает «по идейным соображениям» Брайан Эктон. Причем так, что оставляет по условиям контракта большую часть своего опциона (чуть ли не $850 миллионов в акциях).
Г-н Эктон активно раздувает свой конфликт с бывшим работодателем и даже одним из первых участвует в акции #DeleteFacebook.
Он тут же в 2018 году основывает Signal Foundation и кладет туда некие средства, но так, что единственный источник информации о том, кто именно туда их поместил — он сам.
Со-основателем приглашается г-н Розенфельд, приносящий туда TextSecure.
Под брендом Signal Foundation на свет появляется мессенджер Signal.
За неполные 2 года он успел заслужить репутацию мобильного приложения для горячих точек и журналистских расследований.
Кроме того, Signal активно использовали протестующие в Гонконге во время последних событий.
Собственно, Signal Foundation — это НКО, что одновременно решает вопрос налогов и вывода через него средств на собственные нужды (о чем мы уже не раз говорили), а также полностью анонимизирует спонсоров любого калибра.
Причем вложенные туда г-ном Эктоном $105 миллионов официально считаются заемом, который оплачивается из докладываемых средств других спонсоров.
Т.е. Facebook пытается управлять рисками, предлагая доверчивым (вариант: безразличным) гражданам один продукт, а въедливым (вариант: любопытным) — другой, с чуть более сложной легендой.
В самом конце прошлого года эта версия диверсификации получила косвенное подтверждение. Хваленный протокол Signal подвергся атаке и в сеть попали данные пользователей, когда-то покинувших WhatsApp в поисках новых ощущений. Оказалось, WhatsApp обновляет историю для отдельных юзеров, перешедших на Signal. Объяснить это сходу представилось сложной задачей и от объяснений попросту отказались, сославшись на манипуляцию представленными данными
Что же, всё может быть :-)