«Смена мест слагаемых»
Не всегда театральное представление начинается с трагедии и заходит на второй круг. Время от времени, широкое творчество народных масс останавливает упрямая реальность.
Сценарий иногда замирает на каком-то определенном эпизоде, иногда зацикливается и ходит кругами, иногда сквозь текстуры декораций проступают очертания кукловода и на сцену в миг падает занавес.
Есть такое маленькое, но страшное государство Камбоджа, оно же Кампучия. Родина «красных кхмеров», нелюбви школьников к учителям и музеев с человеческими черепами.
Опираясь на колонизаторов-французов, Камбоджа лавировала между КНР и Вьетнамом, угождая то одной стороне, то другой.
В конце концов, силы оставили несчастных на много лет вперед и вынудили искать новых друзей.
Друзья нашлись.
В 70-е годы разгула анархии многие состоятельные камбоджийские семьи отправляли своих детей учиться за рубеж. Так поступили и родители Му Сочуа. Она окончила французский лицей, после чего перебралась в США, где уже жил ее старший брат.
Му училась в университете на психолога и социального работника, а также была главной кхмерской общины на территории Сан-Франциско. Подобных студентов было не слишком много, но в дальнейшем они составили костяк оппозиционной партии своей родной страны.
Считается, что в 1975–1976 гг. родители Сочуа стали жертвами красного террора и бесследно исчезли.
Она вернулась на родину в 1989 году, через несколько лет после финала кровавой трагедии.
Довольно быстро по меркам местного эстеблишмента Му сделала политическую карьеру. Сначала в качестве главы влиятельного НКО с западным финансированием, а далее владельца второстепенного министерского портфеля и со-главы третьей по значению политической партии. Кроме того, она была многолетним членом парламента Камбоджи.
В начале 2000-х годов ситуация в стране складывалась таким образом, что правящая Народная Партия Камбоджи во главе с премьер-министром Хун Сен фактически превратилась в монолит с реставрированным правящим домом и полностью перекрыла влияние других политических сил на происходящее в стране.
Играть в системную оппозицию стало не интересно (в том числе материально), поэтому в 2004 году Му Сочуа объявила открытую войну Хун Сену, открыв несколько расследований коррупции в правительстве страны. Дуэльной перчаткой послужил диффамационный иск. В
2009 году всех ее партийных коллег осудили и они разлетелись из Камбоджи во Францию, UK или США.
С 2012 по 2017 она была активным членом т. н. Партии Спасения Камбоджи, с хорошо знакомой отечественному читателю повесткой:
- фиксированная пенсия определенного размера,
- рост минимальной оплаты труда (до $150 долларов за физический труд),
- бесплатное медицинское обслуживание,
- снижение кредитных ставок,
и т. д.
Достигаться всё перечисленное должно … борьбой с коррупцией и национализацией олигархических структур, незаконно присвоенных в следствие нескольких внутренних переворотов 80–90-х годов прошлого века.
В 2017 году дело дошло до ее ареста и она спешно выехала из страны.
С тех пор она проживает в США, но пыталась, как говорят, вернуться на родину, но ее предусмотрительно снял с рейса Интерпол.
Му Сочуа лауреат многочисленных премий «за мир во всем мире», глобальный лидер, номинант на Нобелевскую премию мира и лучший друг Хиллари Клинтон для полного комплекта. Покровительница нескольких благотворительных фондов на своей второй родине.
У нее есть американский паспорт, был американский муж и трое американских детей. Она говорит на своем родном языке с акцентом и любит проводить время на юге Франции. Тем не менее, ее называют надеждой новой Камбоджи и всесторонне поддерживают в качестве официальной смены до сих пор сидящему на своем месте Хун Сену.
Некоторая проблема заключается в том, что Му Сочуа — представитель экзотического и нелюбимого у себя на родине «китайского меньшинства». Со своими традициями, кухней и замкнутым образом жизни. До такой степени замкнутым, что она время от времени путается с именами родителей и собственным социальным происхождением. Как будто бы она и не с Пном Пеня приехала, а совсем даже с Тайваня :-)
В январе она обратилась к своим неравнодушным соотечественникам и пообещала вскоре к ним приехать.
Мы очень ждем.
Второй раз с ней должны отправить неидеологическое подкрепление.
Продолжение воспоследует…