Holocaust

mikaprok
3 min readApr 15, 2023

--

“По законам военного времени”

Сразу же после ВМВ возникло такое понятие, как права человека.
Это изобретение принадлежит Нюрнбергскому трибуналу.

Суд над немецкими преступниками часто называют краеугольным камнем, заложенным в основу международных прав человека. С 1947 года нормы, касающиеся обращения с гражданскими лицами во время военного конфликта определяются очень точно и обвиняемые должны нести индивидуальную, а не коллективную ответственность за их нарушение. Чего до этого никогда не было.

То обстоятельство, о котором мы говорили в прошлый раз — судят страну, а сидит человек.

В нашем сегодняшнем представлении агрессия Германии и Холокост (а также сопутствующие ему действия) представляют собой две стороны одной медали, но это, на самом деле не так. Трибунал был посвящен только первой проблеме, а вторая появилась позже в качестве результата осуждения.

Законы войны состоят из двух различных измерений: jus ad bellum и jus in bello. Первый термин относится к степени оправдания применения вооруженной силы (он вводит различие между «справедливыми» и «несправедливыми» войнами), тогда как последний относится к ведению конфликта, как такового (совершению военных преступлений).

О войне всегда судят дважды, сначала о причинах, а потом уже о средствах, которыми они достигают победы.

Первоначальная основа для дела в Нюрнберге была из разряда jus ad bellum. Вроде бы понятно, что война начата безосновательно. Однако для союзников основной политической целью процесса стало утверждение моральной вины нацистского режима в ведении агрессивной войны. Тут могло пригодится jus in bello, но тогда нужно было рассматривать действия двух сторон с равных, «судебных» позиций.

С первым понятно — еще Клаузевиц в своем знаменитом трактате «О войне» предположил, что именно агрессор несет ответственность за последствия боевых действий, которые он инициирует.

Право победителя в этом случае заключалось в контрибуции, присвоении себе территории противника и определенной политикой структуре, которой должен придерживаться проигравший. Вспомним тут ПМВ, Веймарскую республику и территориальные потери Германии.

Нюрнбергский процесс объединил оба измерения, jus ad
bellum и jus in bello.

Он дал ход очень странному для международного права предшествующего времени ходу мыслей:

1) война, начатая без оснований уже мыслиться, как ведущаяся не по правилам,
2) война, ведущаяся не по правилам скорее всего необоснованна.

Последовательную связь между jus ad bellum и jus in bello начали подвергать сомнению. Они стали неразделимы, а значит возникло понятие «правильной войны». Одновременно обоснованной и гуманной.

Значит есть универсальное понимание того, как и почему можно воевать.

Очень сильное утверждение. Даже для Клаузевица.

Холокост стал иллюстрацией нового принципа. Он качественно отличался от других зверств и военных преступлений, совершенных во время конфликта: он не может быть оправдан, как одна из функций войны, потому что ее жертвы не определялись гражданством или лояльностью одной из сторон войны. Ведь тут пострадали и граждане Германии.

Немцев судили с позиций отсутствия гуманизма, как такового.

Не удивительно, что всего за два дня в 1948 году ООН опубликовал два знаковых документа: Конвенция о геноциде и Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о геноциде стала первым договором по правам человека, принятым Генеральной Ассамблеей ООН.

Ее не существовало бы, если бы не Холокост.

Она расширила сферу преступлений за пределы jus in bello, объявив, что геноцид является преступлением, которое может быть совершено «в мирное или военное время». В последнем случае она требует международного трибунала.

На выходе из этого юридического лабиринта мы получили следующие результаты.

Во-первых, традиционное интернациональное право, разрешающее конфликты между странами было заменено на политические декларации.

Во-вторых, войны разделились на правильные, которые ведутся за права человека и неправильные, где права человека нарушаются. Нарушивший права человека уже может быть осужден.

В-третьих, нарушение прав человека в каждом из случаев определяется небольшой группой стран.

Наконец, международный трибунал стал ареной театрализованной расправы над злодеями.

Прогрессивное нововведение.

Продолжение воспоследует…

https://telegram.me/mikaprok

https://boosty.to/mikaprok

--

--