«Гражданский долг»
Понятно, как должны работать выплаты компенсации британским монархам — они должны компенсировать издержки, а в случае любых претензий спасаться прецедентным правом и сваливать все на уже принятые (ими самими) Актами.
Встает закономерный вопрос: а где здесь интересы граждан страны? Поскольку просто так ответить «нигде» возможности нет, водят хороводы вокруг облагаемого налогами имущества. Так сказать, а что мы получаем с невероятных доходов монарха?
Ведь, по сути дела, охраной его неприкосновенности, подсчетом заработков, уходом за резиденциями и т. д. занимаются тысячи людей, нанятых за государственный счет. И они часто вообще никак не учтены в доходах Семьи. Мухи отдельно, котлеты отдельно.
Посему налоги — такая официально разрешенная фронда. Лейбористы выстроили несколько оборонительных редутов, прикрывающих требование к введению прогрессивной шкалы для Виндзоров.
Стоит на этом кратко остановится, для понимания контекста.
С 1842 года династия платит налоги в казну на добровольной основе. Считается нечестным обманывать граждан в этом несложном вопросе. Сколько они на самом деле платили — тема для исследования.
Однако в момент восшествия на престол Георга V (1910 г.) тогда служивший Канцлером Казначейства Ллойд Джордж незаметно убрал налоговую нагрузку с Короля. Кстати, делалось это в том числе и в преддверии общеевропейского военного конфликта.
Удивительно, но подобрались к этому в следующий раз только в начале 1990-х. Так получилось, что в резиденции ЕII случился пожар и из казны нужно было изымать непредусмотренную для этого сумму средств.
Сначала публику подготовили к диалогу, демонстрируя «тяжелое положение простого народа». Дальше Королева обещала подумать о помощи (!). 1 апреля 1993 года она заплатила налоги со своего персонального дохода и потом и налоги своего инвестиционного портфеля. Правда, дело так и не дошло до Civil List.
Тогда ЕII заплатила еще за трех членов Семьи и оставила нетронутыми доли Королевы Матери и Герцога Эдинбургского. Принц Уэльский же добровольно заплатил 25% своего дохода.
Этим и ограничилось. Сумма получилась такая, чтобы аккуратно покрыть ремонтные работы. Их и так нужно было бы платить из этого кошелька, а тут сделали полезное дело — повернулись лицом к гражданам.
Гораздо более интересный момент в контексте налогов: взимать сбор с унаследованного имущества. Там могло бы получится много миллиардов фунтов годового дохода госбюджета.
Однако, споры о легитимности подобного захода продолжаются до сих пор. Например, в 2013 году Казначейство заявило, что «Монархия — это институт, нуждающийся в значительном количестве частных ресурсов для поддержания независимости от государства».
Неплохая формулировка.
Для передачи наследства уже в 2000-х был организован специальный семейный траст — Royal Collection. Формально там только произведения искусства и антиквариат, а на самом деле и многое другое, вплоть до резиденций.
Через эту структуру ЧIII от EII всё и перешло. Даже сумма налогооблагаемой базы осталась таким образом неизвестна гражданам.
Получилось, что к моменту середины 2010-х всё, что государство платит Виндзорам должно соответствовать определенным условиям вне зависимости от инфляции, успешности инвестиции или иных привходящих обстоятельств, а всё, чем они владеют обсуждать вообще не представляется возможным.
Когда нужно можно сказать, что Семья — просто чиновники, получающие жалование из кассового окошка. А в ситуации ответственного представительства и защиты интереса народа — ничего не решающие фигурки с антикварного серванта. Платим зарплату за символизм и воплощение традиций.
«Налоги уплачены»
Никому же не придет в голову заниматься циничным подсчетом и приходить к неудобному выводу о повышении содержания как раз на размер взимаемых поборов :-)
Продолжение воспоследует…