NATO. Driven policies #1

mikaprok
5 min readDec 23, 2021

--

«Тревожность»

Настало время поговорить об актуальной повестке.

Каков политико-исторический контекст пресловутого ультиматума МИДа РФ в ответ на последние заявления НАТО?

Важный вопрос, которым ни одно крупное аналитическое агентство, не говоря уж о СМИ, задаться не потрудилось.

Общий посыл прост, как 2x2 — есть враги и периметр, который нужно защищать. Как с той, так и с другой стороны. Кому и от кого нужно не так уж и важно, по большому счету.

В виртуальной войне слов важно зафиксировать константы, понятные потенциальным участникам горячих точек. У них от реальной картины происходящего голова может лопнуть.

Причем и та и другая сторона в какой-то степени использует одну аргументацию, аккуратно перевернутую в зависимости от точки зрения «к лесу передом, к нам задом».

Конструкция выгляди абсолютно герметичной и покоится на трех китах, побеспокоить которые не могут ни союзники, ни противники модной риторики о красных линиях.

Photo by Don Fontijn on Unsplash

1) Все решения НАТО принимает США, главный, а, пожалуй, и единственный субъект внутри альянса,

2) НАТО всегда противостояло РФ и продолжает расширяться для обороны демократии от «восточной тирании»,

3) Все дело в международных соглашениях и размещении военных баз у границ РФ. Если бы никто никого не трогал, то и негативная динамика бы отсутствовала.

Мы попробуем рассмотреть их одно за другим для того, чтобы иметь возможность произвести на свет собственные выводы.

Для начала, кто и что решает в Северо-Атлантическом Альянсе?

С легкой руки русскоязычных (да что уж там и европейских) СМИ на капитанском мостике стоят Соединенные Штаты в гордом одиночестве. Основной спонсор и, не побоимся сказать, бенефициар.

Сложно представить себе более туманное представление о реальности военных союзов, чем указанная нехитрая мысль.

Даже поверхностное погружение в историю, бросает тень на точку зрения о доминировании какой-то единственной силы внутри этой крайне забюрократизированной организации. По меньшей мере.

Глобальный военный союз был инициирован Британией в 1947 году (Дюнкеркский договор) для объединение с главным союзником по итогам ВМВ на континенте — Францией.

Дальше Брюссельский пакт в 1948 году закрепил членство Бельгии, Нидерландов и Люксембурга вокруг Дюнкергского договора.

США было нанизано уже в 1949 году на фоне сложносочиненной Корейской войны.

С учетом особенностей публичного целеполагания НАТО периода 1949–1991 гг., не удивительно, что подавляющее количество объектов-штабов располагается в непосредственной близости от границ потенциального противника, т. е. в Западной, а теперь и Восточной, Европе.

Всем управляет т. н. Североатлантический совет (или сокращенно NAC). Структура, состоящая из представителей 30 стран-членов альянса. Модерирует и, в известном смысле, направляет работу NAC Генеральный секретарь. Эту позицию традиционно отдают одном из отставных дипломатов, генералов или государственных деятелей. Заметим — исключительно ЕС и Британии. Причем, по три срока оттрубили выходцы из двух территорий: UK и Нидерландов, являющиеся, помимо всего прочего, союзниками и близкими экономическими партнерами внутри запутанной экосистемы «островных европ».

Все остальные — шли по остаточному принципу, а французы и вовсе обошлись без своего ГенСека.

Очень странно для такого широкого представительства, не правда ли?

Голоса NAC не совпадают с пропорциями выделяемого бюджета и важные решения всегда принимаются под контролем стран-членов Брюссельского пакта. Да, тут могут быть письменные компромиссы и многостраничная демагогия, но устный счет никто не отменял — UK и сателлиты всегда задают тон обсуждению. Остальные прибывающие всегда голосуют за мейнстимную повестку.

Совместные операции периода 1992–2021 гг. неизменно сопровождаются претензиями Соединенных Штатов к союзникам, которые, в свою очередь, отвечают громкими заплачками о грядущей катастрофе в Европе с наступлением коварного тиранна из недобитой Московии. Лицемерие достигает масштабов потенциального отказа от участия в совместных диалогах (см. Д. Трампа периода 2017–2018 гг.), но тут же сглаживается какой-то очередной неприятностью с американским военным контингентом в очередной неназываемой точке мира. Об этом заботится детище небезызвестного гостя эквадорского посольства.

Страны ЕС тем временем ведут тройную игру с дотационным бюджетом, полученным от заокеанских друзей. На осваиваемые средства строится собственная армия, которую США должны беречь во избежание внутреннего конфликта. Для реалистичности подобного исхода регулярно разыгрывается турецкая карта. Судя по всему, сдержать «больного человека» можно только средствами немецких психологических практик времен ПМВ. Никто больше не способен внушить ужас разбушевавшемуся Эрдогану.

Соответственно, приключения НАТО очень сильно связаны с событиями Brexit и сопряженными экономическими перипетиями.

Мы довольно подробно останавливась на судьбе альянса в период выделения Британии из европейского договора.

См. миницикл «Не НАТО».

Речь шла о подыгрывании Соединенным Штатам с целью втянуть в очередной европейский раздел.

Играть в чужом спектакле и тянуть каштаны из огня заокеанские атланты додумались, начиная с 2010-х. О чем уже неоднократно пожалели, причем вслух.

К знаменитым словам пожилого Джорджа Кеннана (автора терминологии «сдерживание» и «холодная война») от 5 февраля 1997 года принято относится, как к смеси маразма и лицемерия. На самом деле, это элементарная констатация исторической реальности:

“….. expanding NATO would be the most fateful error of American policy in the entire post-cold war era…. Such a decision may be expected to inflame the nationalistic, anti-Western and militaristic tendencies in Russian opinion; to have an adverse effect on the development of Russian democracy; to restore the atmosphere of the cold war to East-West relations, and to impel Russian foreign policy in directions decidedly not to our liking.”

Проблема заключалась в том, что он умер в 2005 году, а следом в 2006-м погибло и начинание, объясняющее пункт 2) из нашего списка риторических констант.

Американская дипломатия на фоне 9/11 и отказа от услуг интеллектуального сопровождения своей деятельности пошла на поводу у бесполезного для них НАТО.

Продолжение воспоследует…

--

--

No responses yet