Nurnberg

mikaprok
4 min readApr 8, 2023

--

“Чудовищное преступление”

Итак, мы вплотную подошли к первому и самому масштабному процессу над военными преступниками в истории планеты Земля — Нюрнбергу.

Его хронология, аргументация обвинительной стороны и показательный эффект хорошо известны. Что осталось в тени, так это сложная история создания международного трибунала.

В 1942 г. союзники подписали соглашение об учреждении очередной Комиссии Организации Объединенных Наций по военным преступлениям. Она должна была состоять из представителей всех стран антифашисткой коалиции под председательством сэра Сесила Херста из Великобритании. Он был одним из главным действующих лиц Лиги Наций.

Комиссия была создана для «послевоенного судебного преследования», потому что «существует вероятность того, что правосудие не восторжествует на национальном уровне, где государственная политика способствовала совершению злодеяний».

Дальше последовала учреждение Суда по военным преступлениям ООН (предполагаемых стран победительниц), который основывался на неудачном опыте Лиги Наций 1937 года. Однако тут вышла пробуксовка — возникло большое количество политических разногласий.

Например, британцы основывали свое предложение на весьма экстравагантной
предпосылке, что «вина нацистов настолько тяжела», что «выходит за рамки любого судебного процесса». Их нужно казнить, а не судить! Речь, между прочим, шла обо всем офицерском корпусе «фашисткой коалиции».

Знаете, почему их не нужно судить? «Справедливые судебные процедуры позволят обвиняемым использовать трибунал в качестве форума для пропаганды и самооправдания».

Тогда никого не получится судить, кстати.

Великие державы не поддержали этот аргумент.

Например, СССР выступил за создание специального международного трибунала только для высокопоставленных подозреваемых, а именно:
Гитлера, его ближайших советников и военачальники. В том же духе высказались США и Франция.

В этот момент британцы предъявили неоспоримые аргументы о совершаемых зверствах, что начался сбор свидетельств.
Именно британское правительство оказывало давление на
комиссию для расширения круга обвиняемых. Комиссия успела подготовить 8178 «дел» о предполагаемых военных преступниках.

Важно понимать одну вещь: Комиссия собирала данные в закрытом режиме и результаты своей деятельности не показывала вплоть до трибунала. Но даже там все свидетельства не были предъявлены публике. А вот выводы как раз сделаны на основе собранных материалов.

В 1943 г. на Московской конференции правительства Соединенных Штатов, Великобритании и Советского Союза объявили немецким офицерам и солдатам, а также членам нацистской партии, которые
были ответственны или приняли добровольное участие в «злодеяниях», а именно массовых убийствах и казнях, будут отправлены обратно в страны, в которых их гнусные дела были совершены для отправления правосудия.

Они должны быть наказаны по законам этих освобожденных стран. Тем самым военнопленные лишились некоторых преференций ранее утвержденной женевской конвенции.

Теперь так: «немцы, преступления которых не имеют конкретной географической локализации . . . будут наказаны совместным решением правительства союзников».

Московская декларация стала предтечей Лондонского соглашения. Там содержится аналогичная статья. Этот документ и стал теми правилами, по которым проходил Нюрнберг.

Каждое присоединяющееся к соглашению государство «назначит Главного прокурора для судебного преследования военных преступников». У преступников, кстати, по умолчанию нет защитников.

Военный трибунал, созданный по указанному выше соглашению, предъявил обвинение 24 лицам, все из которых были немцами. Из 22 привлеченных к уголовной ответственности 3 оправданы, 12 приговорены к смертной казни, 3 были приговорены к пожизненному заключению, а остальные — к срокам лишения свободы от 10 до 20 лет.

Один подсудимый покончил жизнь самоубийством в конце заседания.

Фактически, речь шла о том, что их судили на территории оккупированного государства. В американской части. Поэтому-то, кстати, на американцев выпала доля сбора большей части доказательной базы.

После Нюрнбергского процесса Союзники учредили региональные суды. Они приняли т. н. CCL 10 или «закон о преследовании», который позволял им
расследовать немецкие преступления не опираясь на местные традиции и преследовать немцев по всему миру. Приблизительно 20 000 граждан Германии были привлечены к ответственности в оккупационных зонах.

Более того, на основании вышеупомянутого закона, немецкие суды продолжали преследовать подозреваемых военных преступников в течение нескольких десятилетий. Франция, Канада и Израиль также проводили судебные процессы по наказанию виновные в преступлениях, совершенных во время ВМВ.

Германия полностью утратила суверенитет и не могла как-то себя защищать, поэтому ее граждан судили все, кому не лень. Вплоть до Австралии.

Однако союзники не добились подобного успеха в попытках осудить итальянские военные преступления. Поскольку вышеупомянутый закон обладал силой только в Германии, он не применялся на территории Италии.

Официальная причина многих насмешит: якобы докручивать итальянцев до выдачи в Германию и дальнейшего преследования не стали … из-за страха распространения коммунизма. Полагая, что итальянские фашисты были видными врагами коммунизма, союзники (без учета СССР) решили оставить всё, как есть.

Греция, Югославия, Ливия и Эфиопия заодно с Италией отказали в выдаче военных преступников.

Вот так просто.

Международное право не так-то легко обмануть, когда действует атлантический альянс.

Продолжение воспоследует…

https://telegram.me/mikaprok

https://boosty.to/mikaprok

--

--