Online-electored

mikaprok
5 min readDec 3, 2020

--

“Масштабирование”

Спорные выборы встречаются гораздо чаще, чем мы думаем.

Конечно же не только в Северной Америке. США — всего лишь показательная частность.

Режим новостного оповещения не включает большинство проблемных голосований в тех странах, которые в принципе не присутствуют в эфире. Какой смысл рассуждать о Боливии или Индонезии, когда массовый зритель-читать вообще не понимает, что там происходит и в каком контексте.

Если не брать очевидные странности «молодых демократий» на Ближнем Востоке или в Африке, то даже тут глаза разбегаются от вариантов.

Рассуждать абстрактно на такую тему было бы слишком скучно, а брать очевидные примеры — обидно, поэтому остановимся на двух не самых обсуждаемых, но хорошо известных всем специалистам случаях за последних 20 лет.

Что их объединяет?

1) конкурентная борьба и относительно свободные прения вне каких-то экзотических законодательных ограничений;
2) безусловное влияние США на процесс в приведенных странах.

В 2004 году проходили знаковые президентские выборы в Тайване. Это третьи по счету выборы вне монополии Гоминьданя и вторые подряд выборы с одними и основными конкурентами: «молодым прогрессивным» Чэнь Шуйбянем и «пожилым консервативным» Лянь Чжанем.

Либерализм олицетворяет новодел — Демократическая Прогрессивная Партия, а устои — то самое наследие Сунь Яцзена — Чан Кайши.

Сразу стало понятно, что простого исхода не будет. На обоих кандидатов оказывалось значительное внешнее давление. Если прожженный бюрократ Лянь Чжань имел большой вес еще в начале 90-х, то Чэнь Шуйбянь по меркам местных был выскочкой, на которого можно было оказать давление. Поскольку на него в плане дальнейшей конкурентности выборов делали ставку США, то он считался основным претендентом, которому помогают определится с курсом на следующие 4 года.

И вот тут оказалось, что американцы в случае «свободных выборов» не единственные заинтересованные в услугах перспективных молодых политиков. На горизонте нарисовалась КНР и стала открыто предлагать свою помощь за возможность подумать о торговом соглашении, снижающим градус разногласий между большой и малой землями. Через несколько лет после выборов, когда Чэнь Шуйбяня открыто обвинили в коррупции, стало известно о суммах, предлагаемых ему за попытку уладить вопрос. В одном случае речь шла о сумме с 8 нулями, во втором — с 9.

Владельцы дискурса не придумали ничего лучше, как просто устроить показательную порку КНР: наняли людей с паспортами mainland’а и начали их гонять с нелепыми пропагандистскими лозунгами, срывать агитации кандидатов и крутить странные баннеры в тот момент только набирающем силу политическом интернете. Разумеется, местные заблокировали эту активность и пригрозили Демократической партии грядущими проблемами.

Судя по всему, это не остановило предприимчивых «красных» китайцев и они предложили условия финальной сделки еще и Лянь Чжаню, включая значительную помощь Тайваню по легальным коридорам взаимодействия через Латинскую Америку и европейские оффшоры.

Кому-то стало совсем не по себе от подобных перспектив, поэтому было совершено два последовательных хода конем:
- Чэнь Шуйбяня искусственно поддержали на выборах неожиданные и, по мнению местных наблюдателей, вброшенные искусственно голоса избирателей;
- за день до выборов в него стреляли и несмертельно ранили, предупредив о возможных последствиях для здоровья в будущем.

Сразу же после выборов, 21–22 марта, посол США встречался с избираемым вице-президентом со стороны Демократов, дабы заручиться его поддержкой в случае выбывания основного претендента.

Считали относительно долго и привлекали независимый арбитраж к процессу, в итоге присудив победу Чень Шуйбяню с перевесом в 28 тысяч голосов на почти 13 миллионов избирателей.

Демократия и Демократы (с большой буквы) победили.

В 2006 году проходили президентские выборы в Мексике. На них первый раз в качестве претендента явился ныне всем известный AMLO. Он противостоял сразу двум кандидатам: поддерживаемому США в этом электоральном цикле Филипе Кальдерону и старой силы (a la Гоминьдань) из Институционно-революционной партии в лице Роберто Мадразо.

AMLO, как известно, даст фору любому действующему политику по части популизма (за исключением, может быть, итальянских клоунов). Это ярко выраженный «британский» избранник, непосредственно перед выборами переговоривший также со всеми европейскими спонсорами. На момент 2004 года его акции котировались исключительно высоко, не случайно он принимал участие во всех последующих выборах. Последние из которых по счету и выиграл. Социалисты поднялись на обсуждении проблем бедного юга страны, где нет сильной власти, понятного экономического развития и перспектив включится в торговлю с северными соседями страны (актуальный для севера вопрос).

AMLO, кроме всего прочего, оказался и наиболее презентабельным политиком, не имеющим доказанных бизнес-связей с корпоративной средой (за него эти вопросы решал штаб).

Выборы состоялись 2 июля. Кальдерон, безопасный кандидат, был на скорую руку признан победившем с отрывом в доли процента голосов. Председатель Революционно-Демократической Партии запросил точного подсчета. Оказалось, что не были доставлены голоса живущих зарубежом граждан страны. В 80%+ случаев открепительные шли из США.

Начали считать и тут же появилась информация о вбросах. Тех самых, которые ступенчато увеличивают бюллетени за одного из претендентов, а не плавно, как ожидается.

На 8 июля непрекращающихся споров к процессу подключился ЕС, нашедший невозможным быстро подсчитать такую маленькую разницу при таких сомнительных документах.

Из официального органа Федерального Выборного Института подсчет был передан (через суд) в независимый аппендикс под названием Федеральный Выборный Трибунал. Там с 8 июля по 4 сентября думали, как с этим быть. Все время шли жаркие дискуссии вокруг справедливости, возможности перебросить кубики еще раз или назначить второй тур. По меркам Мексики — редчайшее исключение.

В 100 случаях из 100 в нем бы победил AMLO, которого попытались обокрасть на ровном месте.

Пару месяцев беспрерывно шли митинги и стачки на производствах по всей стране. Тем самым заокеанские инвесторы намекали на невозможность просто так отбросить г-на Обрадора от уже положенного ему места.

Трибунал в итоге вынес взвешенное решение не городить огород, а считать актуальный результат, т. е. победу Филипе Кальдерона формально состоявшейся.

Аллес?

Не совсем.

В отместку на следующие выборы мексиканский Гоминьдань вообще пошел третьим номером, а в 2018-м и вовсе выбыл из обоймы. Надолго ли не ясно, но простить недоговоропригодность сил нет.

Главу Выборного Трибунала отправили в отставку по причине его явной коррумпированности, после чего набрали сначала в Верховный Суд, а потом и в Трибунал более надежных лиц.

Таким образом демократы-консерваторы опять победили социалистических уравнителей при помощи определенного количества цветной бумаги.

Тем не менее, в обоих случаях процесс удалось финализировать малой кровью по сравнению с тем, какие проблемы могли бы быть в аналогичных условиях у стоящего выше ментора.

Об этом имеет смысл поговорить отдельно.

https://telegram.me/mikaprok

--

--

No responses yet