«Граница без границ»
Мы перечислили чуть более половины всех вариантов земельных владений Фирмы и до сих пор ни разу не касались важной темы — защиты недвижимого имущества Короны.
С учетом запутанного устройства Содружества, не удивительно, сколь мало места уделяется описанию обороны британских сокровищ во всем мире. Тема британских ВС всплывает исключительно в историческом контексте, хотя поговорить есть о чем. Но дело не только в них. Опорные пункты Семьи расположены буквально по всему миру.
У Виндзоров есть собственные владения, предназначенные для размещения их персональных армий (или объединенной мета-армии, если хотите). С помощью ВС контролируются не только действия потенциальных противников UK, но и посягательства на территориальную целостность наделов Семьи.
Бесконечный ряд странных артефактов продолжается т. н. British Overseas Territories (BOT).
Международное право сломало копья, пытаясь дать всеобъемлющее определение правовому статусу этих объектов. Реальность на удивление цинична: 14 территорий, включая изрядный кусок Антарктики, являются колониями правящего Королевского Дома. Соблюдая необходимую и достаточную простоту они управляются сами, а защищают их объединенные британско-виндзорские силы быстрого реагирования под личным командованием назначаемого Семьей главнокомандующего.
До 1983 года они так и назывались — British Crown Colonies. Затем их стыдливо переименовали в «зависимые территории», вроде бы как подняв статус. В силу вступил акт от 1981 года об определении «британской нации». Остров на севере европейского континента в гражданском отношении отъезжал от имперских реалий, попутно создавая иерархию ценностей. На нижнем уровне оказались томящие в приемной нечлены Содружества, а на верхнем — Гонконг или Сингапур, практически совпадающие в правах с гражданами UK. Последний раз операцию отделения вершков от корешков проводили в 1948 году. Имперский слэнг был вполне применим и мало кто перекрасился в доминионы.
Тогда-то и родилось понятие «далекого форпоста» — замков на морских дорогах всего мира.
Использовать BOT кроме обороны и оффшорных зон не получается, т. к. ключи от ворот замков находятся в частных руках. У них есть Губернаторы от Королевы и cart blanche на ведение международной деятельности. В отличие от Crown dependencies здесь не существует дипломатической двузначности — с BOT никто не общается напрямую. Местные способны только участвовать в церемониале Королевского дома, да подкармливать британских офицеров на закате карьеры.
В 2002-м очередным актом всем зависимым территориям сделали хорошо:
1) назвали их «заморскими»;
2) признали их граждан британскими подданными.
Поскольку значимого населения там нет и не было, то делалось это из империалистических побуждений, а не абстрактной справедливости.
Нападение на BOT до 2002 года являлось региональным конфликтом в табели о рангах, теперь же земля охраняется по первому разряду — там живет аж 272 тыс. британских граждан. Не шутки.
Кстати, а кому всё это принадлежит?
Опять-таки на контрасте с Crown dependencies тут все более, чем просто, хоть и для ответа на вопрос придется перерыть кучу бумаг начала XX века.
Хозяин у BOT один — ЕII.
“Снежная королева” :-)
Продолжение воспоследует…