S. oder H.

mikaprok
4 min readSep 30, 2017

--

Философско-психологический заход.

Неравнодушные читатели спрашивают за футуризм.

Поскольку тексты о сферических идеях в вакууме кажутся мне бессмысленными, попробуем зайти с другого края и хоть как-то привязаться к реальности.

Очень интересные вещи происходят в последние 5 лет на метарынке “крупных приобретений”. Сюда можно отнести жилплощадь, автомобили (или иной вид дорого личного транспорта), драгоценности и интерьерные предметы роскоши.

Продажи всего вышеперечисленного падают. Иногда критично, как, например, жилье в Центральной Европе. Иногда незначительно и с некоторыми амплитудными колебаниями вверх, как в случае серебряной ювелирный продукции.

Однако общий тренд очень хорошо заметен и стрелочка склоняется в нижний правый угол.

Первый мир уже там. Развивающиеся страны подтягиваются к обозначенному графику.

Показательные выступления наблюдаются с автотранспортом. Причем уже достаточно давно.

После бума перепроизводства начала 90-х последовала волна потребления. Скупали все подчистую. В РФ одно время продажи росли на 150% в год. Темпы тюльпаномании.

Теперь с высоты прожитых лет 1995–2000 гг. воспринимаются многими, как ушедшая навсегда “золотая эра” индустрии.

Несмотря на колоссальные усилия автопроизводителей, рекламу и вложения в бренды, последние 10 лет продажи падают.

Пока не катастрофически, но эксперименты с беспилотным транспортом хорошо ложатся на статистику отказа от руления.

Если объединить полный спектр исследований на эту тему, то получится следующее:

- так называемые миллениалы не видят смысла в личных четырех колесах,

- ‎поколение Z (следующее за ними), казалось бы, снова вернуло автомобили в моду, но только в городах с хорошей транспортной доступностью и, важно, как элемент личного заработка a la Uber/Lyft. В крупных городах продажи автомобилей падают все последние годы у любых демографических слоев,

- ‎РФ и в какой-то мере страны Восточной и Южной Европы шли против тренда до середины 2000-х, но постепенно и тут наметился значительный откат. Это не только и не столько отсутствие денег, сколько общее непонимание зачем все это нужно.

Дамоклов меч занесен над всеми премиальными брендами. De facto они и не нужны в таком количестве.

На наших глазах происходит трансформация этого рынка в Японии. Toyota вместо продажи машин предлагает своеобразный Transportation as a Service. Вы берете машину за половину ее номинальной стоимости, обязуетесь обслуживать только в авторизованных сервисах И, самое главное, гарантированно повторяете процедуру через 3 года. В этом случае каждый следующий подход к снаряду чуть менее расточителен, чем предыдущий.

Встает закономерный вопрос — куда мы идем глобально с учетом продления тенденции?

Один из нескольких вариантов ответов таков — владение вещами (сначала крупными, а затем и всеми остальными) само по себе станет условностью.

Предметы материального мира должны служить получению функционально-эмоционального опыта. Предположим, его можно купить, бесконечно прокатывая их по кругу.

Причем любой опыт.

В 2002–2005 гг. серию экспериментов, посвящённых этой тематике провел американский социальный психолог Томас Гилович.

Там нет чего-то революционного, но он фиксировал долгий временной эффект на восприятие человеком событий определенного круга событий.

Подопытным дарили или продавали вещи, обменивали предметы на опыт их использования и постоянно замеряли уровень их удовлетворенности жизнью (как он пишет «счастья»).

Выявилось несколько, ставших чуть позднее каноническими, закономерностей:
- моментальная радость от владения была гораздо выше, чем от получения «опыта владения» похожим предметом, однако эффект запоминания “впечатления” в последнем случае был более долгоиграющий,
- ‎опыты в отличие от вещей оказались практически не сравниваемы между собой. Прокатиться на гоночный машине “пока не надоест” порождает индивидуальное переживание, а владение всегда включает сопоставление с другими собственниками этой же вещи,
- ‎спустя несколько раундов экспериментов люди моложе 25 лет устойчиво выбирали опыт вместо получения вещи. Это происходило независимо от их дохода в реальном мире и иного учтенного бэкграунда.

Я бы не стал делать глобальных обобщений и выразился крайне аккуратно, но данные продаж 2009–2016 гг. подтверждают гипотезу о склонности к сервисной модели поведения.

Мне кажется, это важная история, порождающая целый спектр самых далекоидущих последствий.

Полагаю, прикладная экономика — самое меньшее из того, на что происходящее повлияет.

https://telegram.me/mikaprok

--

--

No responses yet