Хорошо забытое старое.
В РФ тоже очень любят вещества, которые в некоторых местах можно употреблять, не задумываясь о последствиях.
Начальник Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России Андрей Храпов заявил следующее:
“Первое место по количеству изъятых наркотиков занимает каннабис, на втором до этого были опиаты, теперь синтетика”.
“В декабре 2016 года была ликвидирована группировка “Химпром” — 68 человек, почти 4 тыс. кг наркотиков изъято. В этом году прекратила деятельность основная площадка русского анонимного интернета”.
Г-н Храпов имеет в виду, конечно же, RAMP (Russian Anonymous Marketplace).
Всего ликвидировано около 150 нарколабораторий, производящих синтетические наркотики.
Вообще же трафик Darknet, где и находился RAMP, ставит рекорды. За 2016 год он вырос на территории РФ в 15 раз (оценочно). Что связано еще и с ростом транзакций в криптовалютах (тут рост в 20 раз).
Я пока еще не включал эту тему в своем журнале, но, кажется, время пришло. Среди океана цензуры сохраняется островок свободы, оккупированный грехами.
Tor, являющийся основой Darknet’а, насчитывает сейчас больше 5000 нод. Существует статистика, что им пользуется порядка 750 000 пользователей ежедневно. Она позапрошлогодняя.
На самом деле, сейчас можно считать двухкратный рост.
Больше половины — из Европы. 80 из 100000 европейских интернет-пользователей используют Tor. Например, в Италии ~76000. А в США ~126000. Самая большая по численности популяция анонимов, но не самая влиятельная.
На Ближнем Востоке и в Северной Африке цифры чуть ниже, но сопоставимы: 60 из 100000 пользователей. Лидеры: Иран и Израиль.
Как только государство так или иначе усиливает контроль за открытой поляной, активность потихоньку перетекает в закрытую плоскость.
С самого начала «теневая сеть» стала местом концентрации сомнительного бизнеса.
Первый и наиболее репрезентативный пример вышел с Silk Road. Возникнув в начале 11 года он сразу же превратился в явление и остается примером уже после того, как перестал существовать 2 года спустя.
Отдельная и кинематографическая история, как именно его закрывали. Например, до сих пор не совсем понятно, того ли человека поймали в качестве главного подозреваемого.
После легенды в Darknet работали несколько крупных площадок: Agora, Evolution, Silk Road 2 и т.д.. Каждая из них в определенной степени копировала функционал того самого «Шелкового пути», но его квази-монопольного положения поколебать они так и не смогли.
До конца 2015 года все перечисленные игроки закрылись.
Из мигрирующих, но все еще существующих больших рынков: Alphabay и 5-я (?) версия Silk Road.
Как все устроено.
Сама платформа берет 5%, реже 10%, комиссионных за продажу и, а служит витриной и посредником при оплате между продавцом и покупателем.
Основной сервис — продажа наркотиков.
Они сортируются по пакетикам и доставляются покупателю по почте. Для проверки соединения часто продавцы сначала посылают пустую коробку. Несмотря на работу правоохранительных органов, и в ЕС и в США 90%+ посылок находит своих покупателей.
Объем рынка оценивается в $250 миллионов на начало 2016 года. В 2012-м он составлял $17 миллионов.
В США каждый год количество покупателей в этом сегменте растет в 2 раза.
The Economist в свое время сделал экстракт данных оттуда и проанализировал все сделки, заключаемые на наиболее популярных рынках.
Получилось около $50 миллионов в денежном эквиваленте на 360000 сделок.
Самый распространенный товар, марихуана, продавался 38000.
Есть любопытные детали.
Практически все покупать через Darknet дороже, чем «на улице».
Дополнительная маржа на кокаин доходит до 40%.
При этом от страны к стране цены колеблются самым значительным образом. В Нидерландах 1 грамм героина стоит 75%, а в Австралии уже $288 (из-за рисков местной таможни).
Свою роль играет «мудрость толпы». Выясняется, что большая часть продаваемых веществ просто лучше/чище, чем их аналоги, приобретаемые в другом месте.
Продавцы заботятся о постоянных клиентах и за хорошие отзывы могут положить в пакетик бонус.
Репутация «лавочки» полностью строится на отзывах покупателей, поэтому одной из дорогих и одновременно преследуемых «по понятиям» услуг в Darknet являются фальшивые рецензии.
Примерно ¾ продавцов — группы людей, а не индивидуальные предприниматели.
2% всех дилеров зарабатывают больше $50000 в год, что совсем немного.
25% всех сделок — оптовые продажи.
Те, кто торгуют синтетикой или опиатами склонны предлагать от 2 до 5 различных продуктов, продавцы марихуаны практически всегда торгуют только ей.
Зайти продавцу-новичку на рынок «без плеча» невозможно: вы либо вкладываетесь в рекламу, либо предлагаете бесплатные сэмплы.
Очевидно целый ряд продавцов зависит от поставки их товара своими «оптовиками», но традиционные наркоторговцы незаметны на этом рынке.
Не те объемы и небольшое поле для использования традиционных инструментов: насилия и госкоррупции.
Однако, если судить по динамике, к 2020 году половина продаж наркотических средств переместиться в сеть (необязательно только в Darknet).