Vice. The Next 30 years

mikaprok
5 min readDec 4, 2021

«Печальная реальность»

Казалось бы нарастание клубка конституционных противоречий и выборы все более возрастных президентов должны были подтолкнуть к спешному решению проблемы передачи полномочий первыми лицами.

Не тут-то было. Сформировавшееся двухпартийная система уберегала от принятия значимых поправок в такой ключевой области. Президент же, как мы знаем, играет за один из цветов. Поэтому результат четырехлетней гонки нельзя, ни просто так отдать в руки вице-президента, ни, тем более, заявиться на случайного кандидата от инерционного Конгресса.

Все, что нужно в предложенных условиях президенту — оставаться (номинально) живым и предоставлять доступ к рычагам управления своему ближайшему окружению. К вящей радости последнего.

Очень странная история приключилась с непосредственным преемником нездорового более 1,5 лет Вудро Вильсона, Уорреном Гардингом.

Он прослужил в должности чуть более 2 лет и, проводя успешное турне в поддержку очередной предвыборной кампании, почувствовал себя плохо. Симптоматика разнилась от резей в животе до головокружения и паралича. По сей день, а выпущено несколько разносторонних расследований на эту тему, причина его смерти доподлинно не установлена. Он буквально сгорел за неделю, находясь на карьерном подъеме.

Разумеется, была и версия отравления. В том числе отравления со стороны ближайших сподвижников.

VP Кальвин Кулидж быстро оформил себе хорошо знакомую нам позицию Acting President, имея в руках судебное решение и благословение Конгресса. Он же стал следующим избранным президентом страны.

Преемнику Кулиджа, Герберту Гуверу, повезло со здоровьем, но не повезло со всем остальным. Ему удалось своим пребыванием в Белом доме покрыть хронометраж большей части т. н. «Великой депрессии», поэтому переизбрание было обречено.

А вот следующий пациент представляет собой классический пример из методички неустойчивой демократии — Франклин Рузвельт уже продвигаясь к посту президента считался инвалидом. Его состояние оценивают по-разному, в зависимости от персональных симпатий к той исторической эпохе. По причине вступления США в ВМВ он пробыл на своем посту необычно долго и все время нуждался в помощи со стороны. Отдельная и большая тема — отношения Рузвельта и членов его административного аппарата к принимаемым решениям.

Мы здесь упомянем лишь самый последний этап его публичной жизни. В ключевой точке истории президенту США поплохело настолько, что нет точной информации, кто подписывал за него документы.

Персональный терапевт Рузвельта д-р Росс МакИнтайр с согласия самого первого лица наложил вето на упоминание состояния его здоровья. С января 1944 и по апрель 1945 года президент долгое время отсутствовал, «работая с документами». Несмотря на такой поворот событий, паралитик с инфарктом и бронхитом (по меньшей мере) умудрился выиграть выборы. Большую роль сыграл его VP Генри Уоллас, проведший кампанию за слишком занятого своим здоровьем коллегу.

Тогдашний Госсекретарь США Дин Ачисон описал рабочую встречу с Рузвельтом, как шок для всех присутствующих. Президент был в ужасном состоянии и ничего не понимал.

Именно VP подписывал большую часть бумаг первого лица и замкнул на себе очередь международных делегаций. Тем не менее, Рузвельт показался в Ялте на знаменитой конференции победителей ВМВ, а также успел попозировать на фоне зарождающейся ООН.

Анонимное управление достигло апогея в начале 1945 года. Например, считается, что ключевой период дипломатической игры по перекройке послевоенного мира, февраль-март, Рузвельт провел в агонии, лишь изредка приходя в себя.

В момент инаугурации Труман был подставлен в качестве действующего VP уже доживающего свое президента с явным прицелом на период 1945–1949.

Он сам не проводил никакой специальной предвыборной кампании. По меркам конца 90-х — начала 2000-х вещь совершенно немыслимая. Для противостояния была выбрана заведомо проигрышная пара Дьюи-Брикер, а голосование прошло в режиме «военного времени». Бывший VP Уоллас даже не рассматривался на очередной срок.

За 82 дня своего вице-президентства Труман не сделал ничего. Считается, что он видел Рузвельта лишь дважды, что весьма странно, учитывая обстоятельства жизни президента.

Кроме того, согласно официальной биографии Трумана из серии «The American Presidency», он не располагал сведениями о стратегических инициативах на территории страны, типа Манхэттенского проекта вплоть до вступления в должность Acting President со смертью Рузвельта. Более того, впоследствии стал знаменит апокрифический диалог на похоронах последнего. На вежливый вопрос Трумана к Элеанор Рузвельт, что он может сделать для нее, она якобы ответила — «Есть ли что-то, что мы сможем сделать для Вас? Проблемы сейчас не у меня».

Реальность оказалась куда прозаичнее вашингтонских легенд.

В итоге, как и предыдущий VP, он, крайне непопулярный кандидат, просуществовал на своем посту аж 8 лет, до 1953 года.

Калька алгоритма выдвижения Кальвина Кулиджа. Потом эту последовательность шагов назовут алгоритмом 1947 года — время фиксации действий VP в регламенте (но не в Конституции страны — это позднее).

Оба примера показывают важный сдвиг виртуальных демократических процедур: формальное соблюдение сменяемости является своего рода ширмой для осуществления противоречащих конституционному духу действий. Ни Трумана, ни Кулиджа без подготовки и разогрева нельзя было выбрать первым лицом. В случае Трумана речь вообще шла о назначении президентом посредством плохо срежиссированных выборов вице-президента.

А в каких обстоятельствах всё это случилось?

Важнейший период мировой истории.

Труман, к примеру, засвидетельствовал несколько ключевых событий всего XX века, включая мало изучаемую Корейскую войну, перекройку американо-европейских отношений, развертывание программы экономической помощи, старт деколонизации и т.д..

Продолжение воспоследует…

https://telegram.me/mikaprok

--

--