League of Nations

mikaprok
4 min readApr 1, 2023

--

«Попытка №2»

Вслед за странным началом и весьма вялым продолжением международному трибуналу должно-таки было повезти. Ведь вот только что несколько сот немецких военных преступников во главе с главой крупнейшего монархического дома планеты Земля ускользнули из рук справедливого правосудия союзников.

Ровно по причине отсутствия силков для их поимки.

Все осознали глубину падения и допущенные ошибки — понятно, что международный уголовный суд возможен только в рамках более крупной (и уважаемой) интернациональной структуры.

На тот момент времени ей могла быть только Лига Наций.

В 1921 году исполнительный совет Лиги Наций учредил Консультативный комитет юристов. Его главная задача состояла в том, чтобы подготовить проект устава т. н. Палаты Международной Справедливости. Проект устава, представленный этой комиссией был подписан и ратифицирован определенным набором государств в 1922 г..

Комитет также занялся вопросом создания «правильного» международного уголовного трибунал после Первой мировой войны.

Последовала большая работа, не увенчавшаяся, к сожалению, никакими практическими результатами в первые пару лет.

Одно из самых горячих возражений по черновику устава было возможное признание судом индивидуальных жалоб (на что сейчас идут все международные инстанции, к слову). Международное право регулирует межгосударственные отношения и не признает физических лиц своими субъектами.

С другой стороны, возможность подать голос с места означал бы потенциальное предотвращение международных конфликтов.

Этот же документ подвергся критике за то, что позволял нациям
воспользоваться положением о «доброй воле», которое препятствовало любому прогрессу всеобщей уголовной ответственности.

В течение 1930-х гг. с уголовного трибунала органы Лиги Наций переключились на терроризм. Эти усилия увенчались принятием Женевской Конвенции.

Триггером для этих усилий послужило убийство Короля Югославии Александра и французского министра иностранных дел «хорватским националистом» в октябре 1934 г..

Экстрадиция убийцы была отклонена Италией, куда он бежал. Основанием было то, что это преступление политическое, а не уголовное. Франция ответила на это подачей меморандума в Лигу Наций с призывом кодификации конвенции о терроризме, а также к созданию уголовного суда для преследования террористов.

В декабре 1934 г. Комитет по международном преследованию был создан под эгидой Совета Лига Наций, а Конвенция о предупреждении и наказании терроризма и Конвенция о создании международного
Уголовного суда — в 1937 году. Предлагаемая юрисдикция суда
была ограничена сферой действия Конвенции о терроризме.

Интересный факт: только Индия ратифицировала Конвенцию о терроризме, хотя еще 19 государства подписали ее к маю 1938 года. Конвенцию о создании Международного уголовного суда подписали 13 государств, ни одно из которых не ратифицировало ее.

Формулировка звучит очень современно, «большинство наций еще не
готово отказаться от своего национального суверенитета в пользу наднационального органа».

Это важная вещь, которую обсуждают все участники международных отношений — кто является главным спонсором подобных организаций. Например, у Лиги Наций было по сути два основных акционера — Великобритания и Франция. Они получали основные преференции от внесения других государств под защиту своего правосудия. Именно так это и понималось. Тогда и сейчас.

Поэтому-то Индия, к слову один из источников анти-британского терроризма и взяла, как зависимая территория, на себя миссию протестировать международное право.

Соединенные Штаты никогда не присоединялись к Мировому уголовному суду, прежде всего потому, что были понятными противниками Лиги Наций, как таковой. Суд же был слишком тесно с ней связан.

Однако, как-то влиять на происходящее в мире они были должны.

Поэтому пошли на частичное признание юрисдикции с оговорками.

Президент Уоррен Хардинг впервые предложил участие США в 1923 году, и 9 декабря 1929 года были подписаны три судебных протокола.

При этом США потребовали наложить вето на дела, связанные с собственной территорией, но другие страны отвергли эту идею.

Процесс поставили на паузу.

Дело затянулось на несколько президентских сроков, потому что такой идее можно было оказывать только пассивную поддержку.

Соединенные Штаты, наконец, признали юрисдикцию Суда 28 декабря 1935 года аккурат перед ВМВ, но договор так и не был ратифицирован.

Соответственно, никакие масштабные вопросы уголовного преследования ни суд, ни Лига Наций в целом решить так и не сумели.

Тем не менее, их опыт был использован пока в самом громком процессе международного преследования военных преступников — Нюрнбергском трибунале.

Продолжение воспоследует…

https://telegram.me/mikaprok

https://boosty.to/mikaprok

--

--