«Заклятые друзья на век»
Сразу же после ставшего притчей во языцех ультиматума РФ в сторону США мы попробовали разобраться с тремя китами, на которых крепится современная идеология отношений Восточного и Западного блоков.
Начали с тезиса о США, как главных заводилах интриги внутри Северо-Атлантического Альянса. Если кратко — это совершенно не так.
Можно сказать любые международные соглашения губительны для Америки, вплоть до таковых с соседними территориями.
Теперь перейдем ко второму тезису, а именно: НАТО всегда противостояло РФ и продолжает расширяться для обороны демократии от «восточной тирании».
Клише настолько же часто повторяется, насколько игнорирует историю предыдущих 30 лет. Она богата на любые возможные конфигурации, вплоть до разворота на 180 градусов к медиа-постановке от 2014–2022 гг..
Давайте напомним этапы становления отношений Альянса и ВС РФ хронологически.
Традиционно различают несколько волн, часть которых делят на «медовые месяцы», а часть относят к выяснению противоречий дипломатическим путем.
До грузинской кампании им. Д.А. Медведева в 2008 году, поставившей точку в вопросе слияния в экстазе, отношения претерпели по меньшей мере 4 разнополюсных периода.
Ярко окрашенные позитивные периоды — это 1992–1993 гг., а также 2001–2003 гг.. В первом случае была создана инициатива по объединению штабов, во втором случае обсуждался процесс расширения организации с паритетными правами руководства. Некоторые страны, а именно США, РФ, Германия, Франция и UK наделялись особыми полномочиями при голосовании.
Именно к 2000-му относится знаменитый диалог между ВВП и Биллом Клинтоном и вступлении в НАТО.
Явно негативные периоды — 1998–1999 гг. и 2005–2006 гг.. В первом случае была затронута территория традиционного военного союзника, транзитом из СССР доставшегося РФ. Во втором — начались переговоры о реальном разделении площади влияния, заведшие стороны в тупик.
Что было в промежутках и насколько минусы могли стать плюсами?
На первый взгляд, всё шло к стабильной кооперации.
В 1995 году на поверхности появилась совместная группа NRC, а сразу же за ней возникли инициативы Supreme Headquarters Allied Powers Europe (SHAPE), Implementation Force (IFOR), позднее Stabilization Force (SFOR).
В 1996 году 1500 российских военнослужащих и 300 единиц тяжелой техники поступили под командование генерала Джорджа Джоулвана, командующего подразделением Supreme Allied Commander Europe (SACEUR).
Об этом факте сейчас не любят вспоминать, но параллельно собственно службе американский штаб в Европе получил в свое распоряжение очень большое количество внутренней документации о ВС РФ. В целом, процесс шел параллельными курсами и заокеанские коллеги также многим делились.
Российским контингентом командовал генерал Леонтий Шевцов, высоко оценивший опыт работы с коллегами.
Практика совместно патрулирования и наблюдения друг за другом длилась 8 лет, вплоть до 2003 года. Тогда Россия решила изъять свой контингент, как тогда говорилось, временно. Лишь 2006 год расставил все точки над «ё» в вопросе дальнейшего участия контингента российских миротворцев.
Тем не менее, уже в 2004 году проходят трехдневные учения Россия-НАТО. В период 2005–2006 гг. Россия присутствует в качестве партнеров в Афганистане. Совокупный контингент миротворцев со стороны РФ не такой уж и маленький в сравнении с объемом задачи — 2000 военнослужащих.
Еще в 2006 году боевое судно «Ладный» участвует в совместных учениях с морским командованием НАТО. Российские моряки приглашаются на американские суда и принимают гостей у себя.
Несмотря на некоторые внутренние противоречия, вызванные, в частности, дезавуированием планов расширения НАТО на Восток, был ратифицирован совместный договор с Альянсом (см. Status of Forces Agreement), позволяющий проводить совместные учения и посещать разные территории без существенных правовых проблем.
Инициатива подобного соглашения исходила из Москвы.
Кроме того, в 2005 году был подписан специальный меморандум о прозрачности военных расходов «NATO–Russia Compendium of Financial and Economic Data Relating to Defense», раскрывающих их детализацию с 1980 года.
Вот она реальная завязка долгих отношений: на рубеже 2005–2006 годов обговаривалась возможность создания МетаНАТО, организации часть функций которой дублировало, а значит, обесценивало миротворческие силы ООН.
Другими словами США предприняли скромною попытку перетянуть одеяло на себя, пригласив под него в качестве младших партнеров, включая РФ. Но опасно проигнорировали Брюссель.
Так поступать было нельзя — это главный камень преткновения между ЕС и США с лавирующим UK.
В 2007 году штаб-квартира начала вести подкоп и появились о культурной несовместимости России с НАТО. «Мы слишком разные», знакомый рефрен.
Помимо прочего сменилось несколько представителей России, каждый следующий из которых был все менее вовлечен в совместные инициативы.
Мини-скандалы создавали нужный фон пересеченной местности, где никто не заинтересован в продолжении контактов.
Дальше в дело пошла дипломатическая провокация с небезызвестной Кондолиззой Райс/ г-ном Саакашвили на переднем плане и г-ном де Хооп Схеффером на заднем.
События 2008 года известны и они были использованы в качестве предлога перманентной заморозки отношений. Европейские коллеги любовно озаботились громоотводом, которого им так не хватало для паразитирования на гигантском бюджете Альянса для создания собственных структур.
РФ в период с 2009 по 2013 годы предпринимала попытки договорится о начале нового витка переговоров, но безуспешно.
Объективно, планка была установлена слишком высоко для ее беспроблемного взятия. Теоретически договорится было возможно, но не в условиях организованного конфликта основных бенефициаров.
Продолжение воспоследует…